Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
По
возвращении в Дрезден Шюц продолжал исполнять обязанности руководителя
придворной капеллы, но довольно часто выезжал в другие города, а порой и
надолго покидал Саксонию. Любопытно, что в 1638 году он написал балет (с
пением, как тогда было принято) «Орфей и Эвридика», словно вновь подтвердив
свой интерес к итальянским сценическим источникам. Музыка его не сохранилась,
как и музыка «Дафны». В 1640 году Шюц несколько месяцев провел в Ганновере:
тоже руководил капеллой. Бывал он в Брауншвейге, Мекленбурге и других немецких
городах — всегда в связи с какими-либо музыкальными делами. Трижды между 1633
и 1645 годами Шюц подолгу находился в Дании, в Копенгагене, где организовал
придворную капеллу и поставил при дворе свой аллегорический балет «Триумф
Дании» в роскошном сценическом оформлении. То были как раз годы упадка дрезденской
капеллы, когда состав ее сильно сократился в условиях войны, и саксонский
курфюрст был не прочь отпустить на время своего незаменимого капельмейстера к
датскому двору и кстати потешить этим собственное самолюбие. В предисловии к
первому сборнику «Маленьких духовных концертов» (1636) Шюц упоминал о том,
463
что
из-за «постоянных бедствий войны» музыка в его стране не только пришла в
глубокий упадок, но в ряде мест и вообще перестала существовать. Многократно в
те годы обращался Шюц к курфюрсту Иоганну Георгу, пытаясь обратить его внимание
на нужды капеллы, на ее тяжелое материальное положение, на необходимость
принять те или иные меры помощи музыкантам, но по большей части безрезультатно.
С
1656 года курфюрстом Саксонии стал Георг II, который в своем увлечении искусством
покровительствовал по преимуществу итальянским музыкантам нового поколения.
До
преклонных лет Шюц сохранял живой интерес к музыкальному искусству. Оставив
после 70-ти лет службу в Дрездене (но не порывая с капеллой), получив пенсию и
звание старшего придворного капельмейстера, он удалился в Вайсенфельс и продолжал
принимать участие в делах, когда создавались новые капеллы или требовалась
другая помощь авторитетнейшего музыканта. С его именем связано развитие ряда
немецких композиторов младшего поколения. У него учились Генрих Альберт,
Маттиас Векман, впоследствии органист в Гамбурге, Иоганн Тайле, автор немецкой
оперы и пассионов, и другие немецкие мастера. Не оставлял Шюц, разумеется, и
главного дела жизни: среди поздних сочинений есть его высшие достижения в
крупных музыкальных жанрах.
Предыдущая Следующая