Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Руководство
придворной капеллой в Дрездене включало для Шюца большой круг обязанностей: он
отвечал за исполнение любых музыкальных произведений, проводил репетиции,
занимался с отдельными музыкантами, сочинял музыку для капеллы, формировал ее
репертуар с учетом новейших течений и требований моды, наблюдал за всей
музыкальной жизнью при дворе, подбирал для нее кадры, заботился о каждом из
музыкантов, по мере надобности заступаясь за них перед курфюрстом. Сходные
обязанности, как мы уже знаем, нес Монтеверди при дворе герцога Гонзага в
Мантуе. Положительной стороной пребывания Шюца в Дрездене была возможность
общаться со значительным кругом музыкантов (в том числе приглашаемых в столицу
Саксонии), посещать интересные спектакли, получать ноты новых произведений.
Шюц был бесспорно очень умен, обладал сильным характером и отменной выдержкой.
Он пользовался высоким уважением современников и умел сохранять чувство
собственного достоинства в сомнительных порою обстоятельствах придворного быта,
был представителен и не лишен величия.
Находясь
на придворной службе, Шюц, однако, получал возможность отлучаться из Дрездена,
посещать другие немецкие центры и даже выполнять работы для них. Приходилось
ему по своим обязанностям создавать произведения для исполнения за пределами
Дрездена. Так было, когда дочь саксонского курфюрста выходила замуж за
ландграфа Гессен-Дармштадтского. Известно, что Шюц тогда создал свою
единственную оперу «Дафна» в 1627
462
году
для придворного свадебного празднества в замке Хартенфельс близ Tоргау. В основе либретто лежал текст Оттавио
Ринуччини, уже использованный во Флоренции. Известный силезский поэт Мартин
Опиц перевел и несколько переработал этот текст Музыка Шюца, к великому
сожалению, не сохранилась. Это тем более прискорбно, что «Дафна», вне сомнений,
свидетельствовала об увлечении композитора новым жанром и о нарастающем желании
вновь выбраться в Италию.
Трудно
переоценить значение для Шюца вторичного пребывания в Италии в 1628—1629
годах. Уже десять лет в его стране шла изнурительная война, Шюц недавно
овдовел, оставшись с двумя малолетними дочерьми, курфюрст противился его отъезду
— и все же композитор, несмотря ни на что, устремился в Италию, куда его влекли
доходившие в Саксонию слухи о развитии «нового стиля». Прибыв в Венецию, Шюц
познакомился с новыми сочинениями итальянцев, по достоинству оценил действительно
наступившие перемены в музыкальных вкусах и возымел намерение прилежно изучить
новый стиль с возможной пользой для себя. В те годы в Венеции, как известно,
еще не было публичных оперных театров. Но Шюц мог общаться с Монтеверди, мог
знакомиться с оперными произведениями некоторых других авторов, мог
присутствовать на исполнении новых музыкальных произведений в домах местной
знати. Так или иначе он выполнил в Италии свои намерения и хорошо узнал, что
именно представляет собой новый стиль. Шюц не стал затем подражать итальянцам,
не сделался эпигоном Монтеверди (которого глубоко ценил), даже не писал больше
опер, но пути итальянской музыки всегда интересовали его, а в собственных
сочинениях он по-своему и в ином музыкальном контексте претворил закономерности
нового выразительного стиля.
Предыдущая Следующая