Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Между
пассионами и «Рождественской историей» Шюца — пассионами и «Рождественской
ораторией» Баха пролегает большая историческая полоса: истекшие 60—70 лет были
временем усиливавшихся оперных влияний во всех вокальных (и не только
вокальных!) жанрах. Наряду с пассионами в Германии шло развитие более камерных
форм духовной музыки: выразительные ариозо, например, в духовных концертах
Иоганна Каспара Керля (органиста и автора ряда опер) близки лучшим образцам
оперной лирики второй половины XVII века.
Вскоре после смерти Шюца зарождается немецкая оперная школа в Гамбурге, что
также способствует воздействию оперного искусства на ораторию. Своего рода
филиал итальянской оперно-ораториальной школы в Вене (о чем уже шла речь
раньше) стал мощным проводником итальянских оперных влияний на различные жанры
духовной музыки в странах немецкого языка.
Шюц
с самого начала своего творческого пути одновременно и осваивал достижения
итальянского оперного искусства, и внутренне противился подчинению его
образцам. В последние годы службы при дворе саксонского курфюрста он воочию и,
вероятно, не без горечи убедился в том, как растет влияние итальянских
музыкантов в немецких культурных центрах. Быть
476
может,
отчасти и поэтому он позднее задумал и создал свои пассионы в строго немецкой
традиции, как бы противопоставив их высокую тему всему, что стало подвержено
повальной итальянской моде.
Первые
этапы развития оперного театра и в особенности оперного творчества в Германии
все еще остаются не вполне ясными — из-за отсутствия многих нотных источников,
из-за утраты партитур и единичности публикации. В последние годы исследователи
собрали и систематизировали значительный историко-культурный материал,
связанный с постановками музыкальных спектаклей в многочисленных центрах страны
и уточнением фактических данных (имена композиторов и либреттистов, годы
постановок, составы исполнителей и т. д.). Однако на этой основе еще нельзя
построить историю немецкой творческой школы и даже трудно уловить
последовательность развития немецкого оперного театра. Во всяком случае, до
1680-х годов факты в большой мере остаются разрозненными, а сами представления
о спектаклях с музыкой — несколько расплывчатыми. Слишком много ставилось
спектаклей, в которых музыка принимала то или иное участие (и которые иногда
именовались операми), но это еще не были оперы. Слишком часто в немецких
центрах шли оперные произведения итальянских композиторов, а местные музыканты
ориентировались на их образцы. Лишь с возникновением оперного театра в Гамбурге
можно говорить о формировании немецкой оперной школы, развитие которой
пресеклось на время в 1730-е годы.
Предыдущая Следующая