Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Тем
не менее органная музыка в целом, не утрачивая специфичности серьезного стиля,
определенно двигалась в XVII столетии к
своего рода «обмирщению», освобождаясь из-под непосредственного влияния
церкви. И хотя в ее развитии участвовали крупнейшие церковные исполнители и
композиторы (вернее, композиторы-исполнители), работавшие в разных странах
Европы, этот процесс не мог не захватить и их. Именно они-то, обогащая образное
содержание своих произведений, в первую очередь объективно способствовали
росту художественной самостоятельности органного искусства.
XVII век получил, как известно, значительное творческое
наследие от итальянских, испанских, немецких органистов. Далеко не все в этом
наследии поддается полному историческому учету. Деятельность органистов не
сводилась, по всей видимости, к тому, что осталось в записях. Давнее, исконное
участие их в исполнении церковной музыки, дублирование вокальных партий месс
или мотетов, появление так называемых органных месс в XV—XVI веках,
исполнение обработок хорала, импровизации без записи — все это так или иначе
наложило свой отпечаток на характер и стиль ранних сочинений для органа. Что же
касается творческих итогов XVI века, то мы
уже знаем, насколько органные произведения (канцоны, ричеркары, фантазии) были
связаны с традицией вокальной полифонии строгого письма, хотя в некоторых
формах (токкаты, прелюдии) и вызревали исподволь черты нового инструментализма.
Все же органной музыке еще не хватало яркой образности, достаточно
индивидуализированного тематизма. Отсюда ее дальнейший путь повел к постепенной
индивидуализации тематического материала, к поискам яркого образного ядра для
развертывания имитационной формы или к нахождению некоей эмоциональной динамики
в пассажно-
494
импровизационных
по складу произведениях (токкаты, вариации). В тесной связи с этим протекало
формирование музыкальной композиции в целом, складывались ее типы,
устанавливались принципы развития — зачастую в сочетании имитационного
развертывания и вариационности.
В
начале XVII века достигнутый уровень органной музыки наилучшим
образом представлен творчеством Джованни Габриели в традициях венецианской
школы, сложившейся в итоге эпохи Возрождения. Прежде чем Италия выдвинет другие
крупные имена на новом этапе истории органного искусства, его судьбы окажутся
связанными с деятельностью северной школы во главе с талантливейшим
нидерландским композитором-органистом Свелинком.
Предыдущая Следующая