Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Рассматривая
последовательно эволюцию органной, клавирной, ансамблевой и скрипичной музыки
в различных странах Западной Европы, мы составим представление о пути различных
инструментальных жанров от наиболее старинных по их историческим истокам до
новейших, сложившихся на пороге XVIII века.
В
музыкальной жизни XVII века орган с его репертуаром
занимал весьма важное, почетное место, не упуская ничего из завоеванного в
искусстве ранее и еще приумножая свои художественные достижения. Минует затем
эпоха Баха — Генделя, и органная музыка отступит со временем на второй план в
помыслах композиторов, и интересах исполнителей. Пока же, на протяжении всего
столетия она образует едва ли не важнейшую линию на пути инструментальных
жанров к искусству Баха, с ней связаны имена крупных мастеров и создателей
школ, по ее достижениям судят об уровне их профессионализма, их особой
«учености» в своем деле.
Орган
как инструмент, давно и прочно освященный традицией, в музыкальной культуре
Западной Европы, обладавший к XVII веку
широкими художественными возможностями, вне сомнений, во многом отвечал
эстетическим запросам эпохи. Образный строй музыки того времени, особенно в
полифонических жанрах, органично складывался в произведениях для органа с его
внушительным многоголосым звучанием большого диапазона, с его
регистрово-динамическими контрастами (членящими разделы формы), при
традиционной для органистов разработанности фактуры, в частности
импровизационно-полифонической.
Орган
в XVII веке существовал в нескольких разновидностях. Крупнейшие
и наиболее совершенные Инструменты находились в соборах и больших церквах. Два
и более мануала, педаль, обилие регистров придавали органу первостепенные
полифонические достоинства, какими не обладал тогда ни один инструмент. В
глазах современников орган оставался связанным прежде всего с культом —
благодаря участию в католическом и протестантском бого-
493
служении.
Однако даже церковный орган уже не ограничивался ' этим назначением. Концерты
выдающихся органистов в крупных соборах свободно выходили за рамки собственно
религиозной музыки, собирали большую аудиторию и, быть может, только особой
серьезностью репертуара и выдержанностью характера исполнения несколько
отличались от концертов в обстановке, например, светского салона, академии или
придворного празднества. Впрочем, орган звучал тогда и вне церкви. Инструменты
не столь крупные применялись в ансамблях, в сопровождении вокальной музыки,
даже, как мы видели, в ранних оперных спектаклях. Наконец, небольшие органы
имелись и в частных домах музыкантов, будучи так или иначе связаны с семейным
музицированием; а возможно, и с обучением музыке под руководством хозяина дома.
Таким образом, практически репертуар органа отнюдь не был стеснен только
рамками определенных жанров полифонической традиции и условиями церковного
обихода. На органе возможны были и вариации на песни, и исполнение клавирных
пьес, хотя и то и другое все же в конечном счете не определяло лицо органного
искусства.
Предыдущая Следующая