Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Хотя
далеко не всё из этих творческих опытов затем исторически закрепляется, новые
тенденции композиторов XVII века нельзя
не признать во многом перспективными. В их творчестве «прорастают» молодые
жизнеспособные жанры, в которых стираются грани между былой канцоной (как
«ученой» музыкой) и танцем или простой песней (как «бытовой» музыкой) и
возникают предпосылки для искусства нового, концертного типа. Такова старинная
соната, таковы ранние образцы инструментального концерта — concerto grosso.
Развитие
инструментальных жанров совершается от XVI к XVIII веку даже
не параллельно, а вместе с определенными сферами исполнительства на разных
инструментах (или в инструментальных ансамблях). Именно в эту эпоху
выдвигаются определенные инструменты со своими особенностями звучания — и соответственно
со своим репертуаром: клавесин (вёрджинель — в Англии), скрипка, новый камерный
ансамбль (две скрипки и basso continuo).
Расширяется сфера воздействия органа, и обогащается его репертуар. Специфика
инструментов и их художественные возможности уже не позволяют ограничиваться
традициями вокально-полифонического склада: зреет и набирает силы именно
инструментализм, причем в его особенном, конкретном выражении на клавесине, на
органе, на скрипке. В зависимости от этого в связи с определенными областями
инструментализма преобладают те или иные жанры. Так, органная музыка с ее
старинными и строгими профессиональными традициями заметно отличается по
общему характеру от более «домашней» или салонной клавирной музыки (что,
однако, не исключает и прямых соприкосновений между их репертуаром). Путь от
ричеркара-канцоны к фуге — это прежде всего путь органной композиции, как путь
к сюите — важнейший путь клавирного (от-
492
части
малоансамблевого) репертуара, наследующего бытовые традиции лютни.
Всевозможные обработки хорала, старые навыки импровизации на клавишных
инструментах — по преимуществу достояние органа и органистов. Музыка для скрипки
воплощает в себе самые новые устремления инструментального стиля, и потому для
нее характерны соната и концерт. Вполне естественно, что эти жанры, наиболее
близкие оперно-вокальному мелодизму, связаны с выразительными возможностями
струнных смычковых инструментов. Лишь от скрипки соната и концерт переходят
затем на клавир, обретая со временем новые качества
Предыдущая Следующая