Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Разумеется,
понимание тематизма далеко не одинаково в танцевальной сюите или
полифонической канцоне. Если внутри танца (или в части сюиты, развивающейся по
принципу танца) выдерживается определенный род ритмического движения, чем и
достигается единство целого, своего рода монообразность пьесы, то в
имитационной канцоне тема-мелодия составляет как бы зерно образа, который затем
развертывается в имитационном или внутренне-вариационном движении, тоже
сохраняя единство характера. В многочастной канцоне, постепенно
перерождающейся в сонату из нескольких обычно контрастных частей, различие
сменяющихся образов выражается и в особенностях тематизма, и в своеобразии
склада, и отчасти в методах развития.
Так
образное содержание новой инструментальной музыки побуждает к поискам нового
тематизма, к единству его развертывания в пределах части цикла и к созданию
цикла из контрастных частей. Развитие, вернее развертывание тематического ядра
может происходить и по принципу танца, и в имитационной форме, и вариационным
путем, но цель такого развития — единство образа. Сопоставление образов в
пределах цикла может быть и эмоционально-выразительным и динамическим по
преимуществу, может сочетать контраст движений с вариационным принципом, но
цель такого сопоставления — эффект контрастного круга образов.
В
поисках образной характерности инструментальная музыка на первых порах
опирается и на танец, и на свойства оперной монодии, и на изобразительность
тематизма, и на смелые программные замыслы. Но далеко не всегда ее образность
в XVlI
491
веке
столь проста и конкретна: как правило, она носит более обобщенный характер. Однако
благодаря контрасту образов в цикле эмоциональный смысл каждого из них
выступает яснее и определеннее. Быть может, поэтому через все композиторские
искания той поры особенно настойчиво проступает стремление найти контрасты
тематического материала, движения, общего склада, методов развития и т. д. Не
случайно между линиями канцона-фуга и танец-сюита в XVII веке развивается целый ряд других форм, причудливым
образом сочетающих в себе элементы полифонии, танцевальности, варьирования,
импровизационности. Это особенно характерно для Фрескобальди. В токкатах
Букстехуде сосуществуют фугированность и импровизация. Пассакалья и чакона —
излюбленные остинатно-вариационные формы того времени — заключают порой
танцевальную сюиту. В сюите с увертюрой соединяются к концу века
нетанцевальный цикл с чередой танцев. В сюите с прелюдией — иной вариант
соединения танцевальности с нетанцевальным вступлением. И наконец, старинная
соната (sonata
da-chiesa) представляет собой своеобразный цикл полифонических
и гомофонных частей разного плана.
Предыдущая Следующая