Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Таковы,
по существу, крайние точки этого процесса. Между ними совершается множество
разносторонних творческих опытов, скрещиваются черты и тенденции ряда жанров,
соединяются признаки имитационного, вариационного и импровизационного развития,
возникают своего рода гибридные образования: например, у Фрескобальди органная
канцона может соединять имитационное изложение, вариационность и чередование
частей по принципу цикла. В пределах XVII века
можно встретить очень многие, нередко смыкающиеся жанровые обозначения:
ричеркар, канцона, каприччо, фантазия, токката, фуга (в смысле канона, а затем
и ранней фуги), вариации, партита, соната, концерт. В одних господствует
полифоническое письмо, другие по преимуществу гомофонны.
Но
непроходимой грани между сферой полифонии и гомофонии на деле в
инструментальных жанрах XVII века уже
нет. Классическая фуга, постепенно складываясь у предшественников Баха (хотя
еще и не достигая высшей зрелости), несомненно, претворяет и отдельные
достижения, связанные с опытом гомофонного мышления. А танцевальная сюита
вскоре уже поддается некоторой полифонической «стилизации». XVII век — эпоха взаимного опло-
490
дотворения
полифонии и гомофонии. Стилевой перелом, происшедший к началу века с
возникновением монодии с сопровождением, не получил прямого, непосредственного
отражения в области инструментальных форм, но и не остался для них без
последствий. Новое чувство мелодической выразительности, индивидуальной,
говорящей мелодии одухотворило и инструментальный тематизм, ранее всего у
итальянских композиторов и особенно явно в скрипичной музыке. Это, однако,
нисколько не препятствовало дальнейшему развитию полифонического письма в тех
же циклах трио-сонат, где проявлялись эти новые качества мелодики.
Как
увидим дальше, круг образов, воплощенных в инструментальной музыке XVII столетия, гораздо более широк, чем в предыдущие
периоды. Яснее и выпуклее становится музыкальный образ как таковой, и
одновременно растет стремление к более широкой концепции, включающей контраст
образов. Одно стимулируется другим. Расширяется сфера жизненного содержания,
доступного инструментальным жанрам, — таково главное завоевание XVII века, выдвинувшее инструментальную музыку Западной
Европы на самостоятельное место в ряду художественных жанров. С этим связано и
определенное отношение к инструментальному тематизму, к принципам развития
внутри композиционной единицы, к формированию цикла из ряда контрастных частей.
Предыдущая Следующая