Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
истории инструментальных жанров участие различных западноевропейских стран
проявлялось отнюдь не одинаково: в каждой из крупных национальных школ
преобладали собственные интересы, выходила на первый план определенная
творческая школа — клавесинистов во Франции, органистов в Германи, скрипачей в
Италии. Впрочем, органная музыка была блестяще представлена в XVII веке также нидерландцем Свелинком, итальянцем
Фрескобальди и рядом композиторов других стран. В Англии еще раньше, чем во
Франции, сложилась своя клавирная школа — так называемых вёрджинелистов. Что
касается музыки для инструментальных ансамблей не камерного, типа (то есть не
трио-сонат), она еще не выдвинула до конца XVII века влиятельной творческой школы, хотя и
существовала в различных общественных условиях — по преимуществу как
развлекательная в придворной среде или несложная бытовая в более широких
городских кругах.
Как
видим, и здесь проявляется скорее множественность творческих устремлений,
нежели тенденция к какому бы то ни было единству национальных школ. Тем не
менее полностью изолированы одна от другой они не были. Путь органной музыки,
например, идет от нидерландских, старонемецких и венецианских
489
традиций,
через Свелинка и Фрескобальди, к новым поколениям немецких органистов,
предшественников и старших современников Баха. Дальнейшее обнаружит, что связи
между творческими школами, наметившиеся в XVII столетии, были весьма перспективными. Достаточно
назвать имя великого Баха, который так много почерпнул у итальянцев и не
миновал опыта французов, хотя, вне сомнений, двигался своим собственным путем к
избранным целям.
Своеобразны
оказались в XVII веке пути различных инструментальных
жанров: в одних преобладала опора на «ученые» полифонические традиции, в других
— на гомофонные, отчасти связанные с бытом, третьи, наконец, складывались,
синтезируя достижения полифонического и гомофонного письма. От XVI столетия западноевропейская музыка унаследовала ряд
инструментальных форм различного происхождения, масштаба и степени сложности.
В целом эта инструментальная музыка находилась уже на пороге самостоятельности,
но полностью самостоятельной еще не стала. Однотемные и многотемные канцоны и
ричеркары для органа непосредственно продолжали традицию вокально-полифонических
форм с тем лишь различием, что канцона в принципе могла быть спета хором как
мотет, а в ричеркаре полифоническая форма была менее концентрированна и черты
инструментального изложения временами так или иначе уже могли проявляться. От
этих форм в XVII веке пошел путь к фуге (если
канцона была однотемной), отчасти к старинной сонате (так называемая sonata da chiesa). Токката, с одной стороны, и фантазия — с другой,
вели в своем развитии к импровизационно-полифоническим формам. Иная линия в
инструментальной музыке шла в XVII веке от
бытовых танцевальных (отчасти и песенно-танцевальных) форм ч сюите как циклу из
динамически-контрастирующих частей.
Предыдущая Следующая