Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Как
бы ни была различна художественная атмосфера при дворе Людовика XIV или могущественного мецената кардинала Оттобони, в
кругу Христины Шведской или в соборе св. Петра в Риме, в «музыкальной коллегии»
лейпцигского университета или в доме лондонского торговца углем Бриттона,
повсюду, насколько позволяли обстоятельства, ширилась аудитория, воспринимавшая
музыку, росли ее запросы и крепло понимание искусства. Так или иначе нарушалась
и сама замкнутость, казалось бы, ограниченной определенными рамками придворной
или клерикальной среды. Мы знаем, что не только оперные мелодии Люлли,
писавшего для Королевской академии музыки, но и образцы его инструментальной
музыки (из оперных спектаклей) оказались широко известными, весьма
влиятельными — и не в одной лишь Франции. Концерты в церкви, которые давали
Свелинк в Амстердаме, Фрескобальди в Риме, Букстехуде в Любеке, превращались в
большие события-художественно-общественного значения и оказывали серьезное
воздействие на творческую жизнь современников. Даже выступления «музыкальной
коллегии» в стенах лейпцигского университета
488
или
концерты в «музыкальном кафе», устраивавшиеся с 1672 года в Лондоне скрипачом
Банистером, означали несомненные поиски новых форм музыкальной жизни и выход за
рамки прежней избранной среды. Собрания Аркадской академии в Риме и музыкальные
празднества во дворце Оттобони привлекали внимание крупных мастеров из других
стран и тем самым способствовали возникновению полезных творческих связей.
Таким
образом старые традиции музицирования сочетались с новыми условиями жизни
музыки в XVII веке, старое как бы перерастало
в новое. Но при том новейшие формы общественной концертной жизни, публичных
платных концертов были еще далеко впереди. Если они уже появились в Лондоне при
Генделе, то прошло много лет, пока они стали общераспространенными в Западной
Европе.
На
развитии инструментальной музыки с ее выбором жанров весьма отчетливо
сказывались условия ее концертного существования, среды ее исполнения от
начала к концу XVII века. Исполнительское
назначение едва ли не каждого произведения было тогда реально и конкретно.
Ничто не писалось впрок, с неопределенной перспективой исполнения. Весь
огромный ряд музыкальных композиций, от простейших «пар» танцев (ядро будущей
сюиты) до развитых полифонических композиций, старинных циклических сонат и
концертов grosso конца века, составлял реальный репертуар эпохи,
удовлетворял вкусы и художественные потребности различных кругов общества,
воплощая значительный круг музыкальных образов — от несложных жанрово-бытовых
до системы контрастирующих лирических, патетических, скорбных, динамических...
Предыдущая Следующая