Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
протяжении XVII века инструментальная музыка
Западной Европы развивалась с большой интенсивностью и в итоге достигла
самостоятельного художественного признания в небывалых ранее масштабах. Хотя к
концу XVI столетия некоторые музыкальные жанры (как мы видели,
главным образом из репертуара лютни и органа) понемногу обретали характерный,
именно инструментальный облик, все же инструментальная музыка в целом — по ее
стилистике, тематизму, приемам изложения и трактовке формы — далеко не была
свободна ни от прямого воздействия вокальной полифонии, ни от прикладного
назначения (в церкви и в быту). Ее путь от XVI к XVI.II веку
пролегал как бы между двумя эпохами: ранней порой танцевальных,
вокально-полифонических образцов, начальными этапами импровизации на разных
инструментах — и временем созревания собственно инструмен-
487
тальных
жанров полифонического, гомофонного и смешанного типа, то есть фуги, сюиты,
старинной сонаты и концерта. Этот процесс развития не был направлен в единое
русло — подобно эволюции инструментальной музыки в XVIII веке. Для него скорее характерны разветвленность,
сложность и своеобразное смешение художественных тенденций, словно в огромной
творческой лаборатории, где смелые опыты сменяют один другой и напряженная,
ищущая мысль закипает все новыми идеями.
Это
творческое движение происходило в исторических условиях, когда постепенно,
исподволь изменялись сами формы музыкальной жизни в странах Западной Европы.
Для XVII века еще не показательна смена старых, замкнутых форм
музицирования в полном смысле новыми, открыто-общественными. Множатся, преображаясь
изнутри, всяческие, уже известные художественные . объединения знатоков и
любителей искусства во главе с меценатами или без них, связанные с придворной
или аристократической средой, во всяком случае, с «избранными» кругами общества
(академии, камераты). Участие музыкантов-профессионалов придает им зачастую
специальный интерес. Со временем возникают художественные объединения разного
рода и в иной общественной среде: бюргерские по составу и духу «музыкальные
коллегии» в больших немецких (Гамбург, Лейпциг), музыкальные общества в
шведских и голландских городах, частные концертные объединения любителей
музыки в Лондоне. Остается, конечно, в полной силе влияние на музыкальную жизнь
придворной и церковной среды, в которой работают, исполняя свои произведения,
крупнейшие музыканты Италии, Франции, Германии, Англии, Испании. Итак, от
простого домашнего музицирования в быту достаточно широких слоев общества до
придворных и церковных концертов простирается поле действия инструментальной
музыки в XVII веке и соответственно
культивируются те или иные ее формы и жанры.
Предыдущая Следующая