Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
этом общем фоне по-особому выделены партии Креза и Кира — отнюдь не лирических
героев. Наиболее необычна для оперы того времени трактовка партии Креза,
поскольку она не содержит типичного для итальянской оперной концепции круга
образов, а строго ограничена глубокими эмоциями, «важным» характером,
серьезностью общего тона. Крез в данном случае — значительная личность, один из
первых оперных характеров, и ни одна из его четырех арий не нарушает этого
впечатления. В первой редакции оперы партия Креза была написана для тенора, в
позднейшей — переработана для баса. Лишь первая ария главного героя носит
светлый характер (G-dur, Allegretto, в
сопровождении струнных): Крез еще на вершине счастья — он не желает слушать
мудрого Солона. Остальные три арии (в несчастье, перед казнью) идут в медленных
темпах (c-moll,
486
Andante, с
гобоями и струнными; Es-dur, Adagio, беспокойное сопровождение, особенно струнных басов с
фаготом; g-moll, Andante, со струнными, голос в октаву с гобоем; пример 155). Их мелодии
широки и благородно-выразительны, в них полностью отсутствует виртуозность, а
героическое начало выражено по-иному — в мужественной простоте.
Скупо,
лаконично применен в опере хор: в первой сцене он славит могущественного Креза,
во втором акте слышны только реплики хора — призыв к оружию перед сражением
лидийцев с персами, в конце третьего акта реплики хора раздаются в связи со
счастливой развязкой. Финал построен строфически: запевает Эльмира, затем
вступает Атис, другие действующие лица, мужское трио и наконец общий хор.
Для
второй редакции «Креза» Кайзер написал новую увертюру, гораздо более развитую,
для большого состава оркестра (с трубами и литаврами) в первой, блестящей,
быстрой части и для одних струнных — в Adagio (после
него повторяется первая часть).
Как
ни мало мы знаем музыку Кайзера (из сохранившихся 22 опер доступны в
публикациях всего три), его творческую деятельность трудно переоценить.
Дарование Кайзера было, вне сомнений, в полном смысле слова выдающимся, его
творческая энергия оставалась до конца неиссякаемой. Помимо того что он
блестяще овладел вершинными оперными достижениями своего времени, он на многое
в опере сумел посмотреть по-своему. Это относится к богатству его оперной
музыки в целом, к ее редкостной образности, к смелому сочетанию драматического
и комедийного начал, к поискам оперного характера, еще неизвестным его
современникам, в нередкой опоре на народно-бытовые традиции своей страны. Из
всех немецких предшественников великого Моцарта Кайзер в опере был несомненно
самым крупным, а возможно, и самым близким, хотя их и разделяет значительная
историческая полоса.
Предыдущая Следующая