Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сюжетным
стержнем оперы является нравоучительная история Креза, презревшего на вершине
могущества слова мудреца Солона о бренности земного счастья, а затем на
собственном опыте убедившегося в их справедливости и признавшего правоту
Солона: Крез вместе со своим войском попал в плен к Киру и должен был взойти на
костер — в этот миг он и вспомнил о Солоне, а тот услышал его, поведал обо всем
присутствующим, что и привело к освобождению пленника. Но в общие рамки этой
истории вплетены еще оперно-традиционные сюжетные мотивы: сложные перипетии
любви немого сына Креза Атиса к Эльмире,
485
«принцессе
мидийской», влюбленность «лидийского князя» Орсана в ту же Эльмиру, отношения
«лидийской принцессы» Клеринды к Орсану, переодевания Атиса в крестьянское
платье и выступления его под чужим именем, интрига слуг, внезапное обретение
речи Атисом (вследствие чего его не узнают даже отец и возлюбленная) и т. д. и
т. п. Так или иначе в опере возникает много поводов для создания выразительной
музыки различного плана — сосредоточенно-драматической, элегической,
вдохновенно-лирической, шуточной, даже буффонной.
Три
акта содержат 39 арий, 6 дуэтов («арии для двоих»), 3 хора. Одна лишь молодая
героиня Эльмира исполняет 10 арий, среди которых есть настоящие шедевры оперной
лирики, например ария во втором акте в духе сицилианы (с концертирующими
гобоями и скрипками, с контрастной серединой в быстром темпе; пример 154), большая,
нежная и вместе патетическая «ария надежды» во второй сцене первого акта.
Удивительно многообразны оркестровые краски в каждой из арий главных героев:
повсюду выписаны партии концертирующих инструментов, фактура богата и порою
изысканна. Отнюдь не всегда композитор придерживается схемы da capo: среди его арий есть и строфические, и лишенные
репризы. В ряде случаев вокальная партия весьма развита, содержит колоратурные
пассажи, но чрезмерной виртуозности почти инструментального типа, которой
злоупотребляли итальянцы в те годы, Кайзер в своей опере избегает. Лирически
содержательна и партия Атиса. У него как у главного молодого героя — 6 арий (в
первом акте он еще остается немым и лишь к концу его впервые заговаривает,
узнав отца в несчастье). Первая из них проста, как канцонетта (на 3/8,
в D-dur, с флейтами
и гобоями), другая (в пятой сцене второго акта) патетична и трогательна в тоске
по Эльмире, последняя же (в третьем акте) полна ликования счастливой любви
(вокальная партия развертывается на богатом фоне концертирующих струнных).
Даже у второстепенных действующих лиц вокальные партии всегда содержательны, а
у слуг (Эльциус, Тригеста) носят отчасти -бытовой, отчасти буффонный характер.
Предыдущая Следующая