Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
К
лучшим страницам оперы относится ее увертюра, всецело связанная с ярким
народно-бытовым мелодизмом комедийных персонажей. Основанная на острых
контрастах движения, она поражает щедростью музыкального материала и прекрасной
непосредственностью веселого плясового подъема, будучи в то же время очень
стройной и симметричной по композиции целого (пример 152). И весь облик этой увертюры, и
песенка Иоделета с ее задорными акцентами и необычайно динамичным потоком
музыки удивительно свежи и нетрафаретны на общем фоне оперного искусства той
поры. Раньше Перголези Кайзер как бы находит новый стиль комической оперы,
притом с характерным народно-национальным отпечатком.
Несколько
иной интерес представляет другая опера Кайзера -«Высокомерный, поверженный и
вновь возвысившийся Крез». Ее партитура была создана в 1710 году, премьера состоялась
в 1711 в Гамбурге. Впоследствии композитор кардинально переделал партитуру, и
опера в новой редакции была поставлена в Гамбурге
484
в
1730 году. Сравнение всецело убеждает в том, сколь велики были творческие силы
композитора даже в труднейшую пору его деятельности, с какой широтой и
смелостью сумел он обогатить свою ранее созданную музыку, придать ей более
глубокий выразительный смысл. Можно подумать, что новая редакция «Креза»
возникла не в конце творческого пути много испытавшего художника, а в годы его
наивысшего расцвета, на самом подъеме его дарования. Сюжет «Креза» неоднократно
привлекал внимание композиторов XVIII века, в
том числе Хассе, Йоммелли, Саккини. В основу либретто, использованного
Кайзером, лег итальянский текст Никколо Минато, однако в существенной
переработке гамбургского поэта-любителя Лукаса фон Бостеля (переработка была в
свое время осуществлена для гамбургского композитора Фёртша, который и поставил
свою оперу в 1684 году). Бостель не только перевел либретто на немецкий язык,
но и многое изменил по содержанию: сжал композицию каждого из трех актов, ввел
в действие весьма ощутимый комический элемент в характерно-гамбургском духе,
немецкое бытовое начало, дерзкую пародийность.
Сюжет
«Креза» — историке-легендарный, не предполагающий вмешательства богов,
свободный от фантастики и оперных «чудес». Сам по себе он был вполне обычен в
итальянской опере séria: либретто Минато написано этим придворным поэтом в Вене для
композитора Антонио Драги в 1678 году. Но создание Кайзера, по существу, уже не
укладывается в эти первоначальные рамки: партитура его более богата и более
разработана в целом (не только за счет вокальной партии), партия главного героя
выделена как последовательно-серьезная, благородная, сдержанная, комическое же
начало придает музыке неожиданно местный бытовой колорит (особенно заметный в
куплетах крестьянского мальчика «Mein Katchen ist ein Mädchen» в сцене второго акта; пример 153). Так в историю Креза, «короля
Лидии», ставшего пленником Кира, «короля Персии», вторгается немецкая бытовая
комедийность, а в лице Эльциуса (слуги королевского сына Атиса) выступает новое
олицетворение Хансвурста, высмеивающего оперную любовь, пародирующего недавние
патетические сцены, предводительствующего «арлекинами» и изображающего
современного маркитанта с его ходовым товаром (вплоть до табака, пудры, новых
песен и модного альманаха!).
Предыдущая Следующая