Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
495
вестны
при жизни мастера в Упсале, Копенгагене, Любеке, Данциге, Берлине, Вене, Падуе,
Женеве, Париже, Брюсселе, Лондоне, Кембридже.
Скончался
Свелинк 16 октября 1621 года в Амстердаме.
Будучи
связан на протяжении всей жизни со своей страной, Свелинк, однако, совсем не
представляется изолированным от развития музыки в других европейских странах.
Он не только унаследовал богатые полифонические традиции нидерландской школы,
но, по всей вероятности, был знаком с характерными образцами искусства
итальянской, французской и английской школ. Во всяком случае, исследователи
усматривают явные признаки этого в его собственном творчестве. Со своей стороны
Свелинк оказал большое творческое воздействие по крайней мере на целое
поколение северонемецких органистов. Его учениками были: Самюэль Шайдт в Галле,
Я. Преториус и X. Шнейдерман в Гамбурге, П. Зайферт
в Данциге и многие другие.
Как
обычно в те времена, Свелинк — композитор и исполнитель в одном лице. Его
произведения родились в теснейшей связи с исполнительской деятельностью и
получили известность в авторском исполнении. Превосходный органист крупного
масштаба, Свелинк привлекал к себе широкое внимание современников. Они толпами
стекались в церковь, словно в концертный зал, чтобы послушать его игру. Он
пользовался огромным авторитетом, его всегда окружали ученики, его умели
ценить в просвещенных бюргерских кругах и в среде знати, вокруг него
группировалось в Амстердаме объединение музыкантов и любителей музыки.
Естественно, что творчество такого мастера не осталось достоянием одной лишь
его страны. Органные произведения Свелинка знаменуют целый этап в истории
органной музыки Западной Европы.
Искусство
Свелинка связано не только с церковью (органные фантазии, ричеркары, каприччо),
но и с домашним бытом голландского города (псалмы, обработки песен и танцев,
вариации на их темы), не только с органом, но и с клавиром, не говоря уже о
вокальных сочинениях (песни, псалмы, «священные песнопения»). И хотя
полифонические ричеркары и фантазии Свелинка, несомненно, относятся к
репертуару органа, быть может, в них нашли своеобразное отражение и
вариационные принципы, сложившиеся также на опыте клавирной музыки, а значит,
и на ее тематическом материале. Ведь Свелинк охотно создавал циклы вариаций на
известные мелодии немецких, французских, английских, польских песен и танцев,
сохраняя их простой и свежий, порой даже народный колорит. В этих вариациях
заслуживают внимания не только их фактурная разработка чисто инструментального
склада, но явно выраженная в большинстве случаев идея динамически-фактурного
нарастания от начала к концу цикла 15. Здесь композитор сближается с
принципами английских
Предыдущая Следующая