Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
15 См.: Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной
музыки XVI—XVIII веков.
Хрестоматия. М., 1980, № 49.
496
вёрджинелистов
(с их вариациями на народные темы) и, возможно, отчасти лютнистов XVI — начала XVII века. Однако этим отнюдь не
ограничивается значение фактурно-динамической вариационности в творчестве
Свелинка. Из музыки, близкой быту, даже народным истокам, она восходит и к
«ученым» формам органного искусства большого масштаба, оплодотворяя их и преображаясь
сама в новом художественном целом.
Фантазии,
каприччо и ричеркары Свелинка для органа представляют дальнейшее развитие
органных полифонических форм, известных нам по итальянским образцам на рубеже XVI—XVII веков. Они
одновременно и более концентрированы на исходном тематизме и более масштабны,
гораздо более инструментальны и более динамичны в целом. Несколько особняком
стоят среди них фантазии «в манере эха»: интерес к собственно инструментальным
звучаниям (при возможностях органной регистровки) побудил композитора применить
«модный» тогда динамико-колористический эффект неоднократного повторения
музыкальных фраз, прозвучавших сначала forte, затем
в приглушенном «отклике». В других же фантазиях, как и в каприччо-ричеркарах,
крупная (иногда очень крупная — около 200 тактов) форма, как правило, строится
на синкретическом, нерасчленимом единстве имитационного,- фугированного
изложения и слитно-вариационного развития 16. Ярким примером такого
творческого решения является Хроматическая фантазия Свелинка. В ее основе
лежит простая, но отчетливо различимая тема: нисходящая в пределах кварты
хроматическая мелодия в ровных длительностях. По вокально-сценическим примерам
мы уже знаем, что такого рода хроматические последования становились
характерными в XVII веке для остинатных басов в
ариях или хорах скорбного содержания. В данном случае у Свелинка произведение
не сосредоточено на скорбных эмоциях, но хроматическая тема в диатоническом
контексте (контрапункты и свободные эпизоды) воспринимается все же как более
индивидуализированная в сравнении с обычными темами канцон и ричеркаров в конце
XVI — начале XVII
века: она интонационно острее всего того, что ее в четырехголосной фантазии
окружает, В дальнейшем имитационное движение темы - образного зерна связано
также с вариационностью, этапы которой выступают в слитно-вариационной форме
целого.
Предыдущая Следующая