Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
протяжении 118 тактов тема имитируется в своем первоначальном виде
(половинными нотами) и лишь однажды, к концу этой части проходит в увеличении.
Вместе с тем уже в данных пределах можно различить как бы несколько этапов в
развитии формы. 12 раз проходит тема в разных голосах при удержанном
противосложении: все здесь тематически плотно. Эта плотность еще увеличивается
в тактах 56—62 благодаря стретте. А затем тематически плотное изложение вскоре
сменяется иным,
16 См. об этом в кн.: Протопопов Вл. Очерки из истории
инструментальных форм XVI — начала XIX века. М., 1979, с. 57—61.
497
и
с 82-го такта на первый план выходят диатонические пассажи
имитационно-секвентного склада. Единственное в этой части проведение темы в
увеличении идет на фоне еще более подвижных пассажей, как бы рассеивающих к
концу части исходное тематическое впечатление. В первом разделе второй части
фантазии тема проходит сначала в увеличении, затем в уменьшении, причем общая
линия динамического нарастания связана уже не столько с ней самой, сколько с
нарастающим разбегом пассажей (от четвертей к шестнадцатым и секстолям).
Наконец, последний раздел формы (со 171-го такта) дает по контрасту новое
тематическое «уплотнение»: стретту темы в уменьшении и проведения ее на
органных пунктах (доминанта — тоника) в двойном уменьшении (восьмыми).
Широкая, убыстряющаяся в пассажах каденция на тонической гармонии завершает
целое.
Таким
образом в Хроматической фантазии Свелинка исключена монотония композиторской
мысли как в обращении с самой темой (метрические превращения, различная
плотность имитаций), так и в общем фактурном развитии — при нарастании динамики
от начала к концу частей композиции. Элементы вариационности присутствовали и
в старинной канцоне, поскольку она зависела от традиций вокальной полифонии
строгого письма. Но в фантазии Свелинка слитно-вариационная форма буквально
срастается с имитационной (как бы «контрапунктируя» с ней на уровне композиции),
получает специфически инструментальное воплощение и пронизывается общей идеей
динамического нарастания. Само длительное развертывание образа из малого
тематического ядра совершается динамично, через несколько этапов и обнаруживает
как бы все новые его грани в соприкосновении с иным «движущимся» материалом.
Богатое воображение, монументальный замысел и блестящий инструментальный стиль
возвышают Хроматическую фантазию Свелинка над канцонами XVI века.
Предыдущая Следующая