Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Если
в других, также крупных по масштабу фантазиях Свелинка тематизм может быть и
более простым, менее характерным, то основой формообразования остается у него в
принципе единство фугированного изложения и вариационности. И хотя до
классической фуги в то время было еще довольно далеко, композитор сделал
немаловажные шаги к ней, отталкиваясь от старинной канцоны или ричеркара в
традиции XVI века. Дальнейшее движение по
этому пути было сопряжено с поисками более индивидуализированного тематизма и
новых методов развития в пределах формы — при возрастающем значении
ладотонального плана композиции, подчиненного идее целого в ней. Здесь особые
заслуги принадлежат последователям Свелинка, немецким мастерам, с одной
стороны, и величайшему органисту Италии Фрескобальди — с другой.
Непосредственно
от Свелинка — ранее всего через его ученика Самюэля Шайдта — пошла творческая
традиция больших полифонических форм и хоральных вариаций, подхваченная затем
ближайшими предшественниками Баха. Итальянские же мастера
498
во
главе с Фрескобальди разрабатывали различные виды ричеркара в его движении к
фуге, а для самого этого композитора характерен также постоянный интерес
к многообразным «смешанным» по типу полифоническим произведениям для органа и
к формам импровизационного происхождения (токкаты).
Джироламо
Фрескобальди родился 9 или 15 сентября 1583 года в Ферраре. В юные годы пел в
церковном хоре, обучался игре на органе, затем работал при дворе герцога
Феррарского, общаясь там с известным автором мадригалов и органистом Лудзаски
(ему посвящены «Каприччи» Фрескобальди). С 1604 года несколько лет был
церковным певцом и органистом в Риме. Сопровождая папского нунция, Фрескобальди
побывал в 1607 году в Брюсселе; . посетил также Швейцарию, Лотарингию и
Люксембург. С 1608 года он стал органистом собора св. Петра в Риме и находился
на службе у кардинала П. Альдобрандини. С этого времени известность
Фрескобальди как органиста и композитора все росла, его произведения охотно
издавались в Италии и распространялись за ее пределами (в 1608 году мадригалы
были опубликованы даже в Антверпене). Слава о замечательном, блестящем
исполнителе на органе привлекала в Рим многочисленных слушателей, стекавшихся
в собор св. Петра. Сочинения Фрескобальди производили особенно сильное
впечатление в его собственной интерпретации, тем более что он был и
превосходным импровизатором. Творческое влияние Фрескобальди испытали на себе
многие современники, как органисты, так и клавесинисты. Сам он не ограничивался
органом, будучи с юности также превосходным исполнителем на клавире и постоянно
сочиняя музыку для этого инструмента. До конца жизни (скончался 1 марта 1643
года) Фрескобальди работал в Риме, оставаясь одним из самых влиятельных его
художников. Сопоставляя искусство Фрескобальди с направлением церковной музыки
или оперного театра в Риме, можно убедиться в том, что музыка великого
органиста по своему стилю далеко не ограничена характером и рамками римской
творческой школы. Фрескобальди по духу — истинный современник Монтеверди с его
«stile
concitato». Эта экспрессивность, этот «взволнованный»,
или «возбужденный» стиль ясно выражены в инструментальных сочинениях
Фрескобальди — не менее ясно, чем в операх Монтеверди. Творчество Фрескобальди
— словно неистощимый поток художественных исканий, смелых опытов, дерзаний в
стилистике и композиции, нарушающих современные ему привычные нормы. Сколь
сложные зодческие задачи он перед собой ни ставит, главное для него — выражать
эмоции, захватывать слушателя, задевать, порою даже потрясать его. Любопытно,
что в предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для чембало и
органа композитор рекомендовал не придерживаться строго метра и темпа, а
замедлять или ускорять движение, как это делается в мадригалах, согласно
выражаемому чувству и смыслу слов. Он допускал даже, что в токкатах могут быть
сыграны не все пассажи и не все разделы — по усмотрению исполнителя
Предыдущая Следующая