Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
499
В
местах наиболее экспрессивных или технически эффектных Фрескобальди советовал
замедлять темп (в зависимости от вкуса исполнителя), чтобы вернее достигнуть
желаемого впечатления.
Творчество
Фрескобальди не ограничено сочинениями для органа и клавира, хотя они и
составляют несомненно главное в его художественном наследии. Он писал также
вокальную музыку — мадригалы и хоровые церковные произведения. Среди его
инструментальных пьес есть канцоны для трио-состава (для двух «высоких
инструментов», возможно скрипок и basso continuo). В сборнике «Fiori musicali» («Музыкальные цветы», 1635) он
опубликовал ричеркар «с обязательным пением пятого голоса без инструмента», то
есть помимо четырех голосов, исполняемых на органе, еще один голос (без слов)
должен был исполнять только вокально. Между тем связи инструментальных произведений
Фрескобальди с вокальной традицией уже не таковы, как у его предшественников
или старших современников. Не порывая до конца со строгим стилем вокальной
полифонии a
cappella в ряде своих ричеркаров и
канцон, он может и свободно отходить от него в сторону широко развитого
инструментализма, и ориентироваться на выразительные средства «новой музыки» XVII века.
Выбор
жанров в инструментальном творчестве Фрескобальди был достаточно широк: от
танцев, вариаций на вокальные мелодии, партит для клавира до чакон, пассакалий,
канцон, ричеркаров, токкат для органа (иные из произведений предназначались для
обоих инструментов), то есть от музыки домашнего быта, светского круга до
церковно-концертной, «ученой», полифонической, в более крупных формах. Впрочем,
главным для композитора становилось не разграничение жанров, а их взаимное
обогащение, в частности оплодотворение традиционно-полифонических родов
композиции иными приемами и методами формообразования. Ни у кого из современников
Фрескобальди мы не встретим столь многообразного скрещивания различных форм, их
синтезирования, перерастания одних в другие, своего рода гибридных образований
как на пути к классической фуге, так и в процессе формирования будущего
сюитно-сонатного цикла. В этом смысле искусство Фрескобальди складывается на
великом перепутье своего времени, высится на главном перекрестке дорог,
которыми продвигалась инструментальная музыка от XVI к XVIII веку. Все,
что было широко подготовлено в разных направлениях его итальянскими (и не только
итальянскими) предшественниками, он сумел наиболее смело реализовать, найдя ряд
синтетических творческих решений.
Предыдущая Следующая