Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
тематизме Фрескобальди несомненно сказывается стремление к образной
индивидуализации, что, однако, далеко не всегда определяет индивидуальный облик
того или иного произведения Тема-зерно образа в полифонической канцоне или в
ричеркаре может быть и менее индивидуализированной, как в вокальной полифонии
строгого стиля (диатоничной, плавной, ритмически спокойной, в узком
диапазоне), и более «острой» по интонациям, ритмически напряженной,
двусоставной, специфически инструмен-
500
тальной.
Однако не в одном этом дело! Органные токкаты, например, совсем не столь
строго «тематичны», как канцоны или ричеркары: их внутреннее единство
определяется типом движения, ладо-гармоническим планом и лишь отчасти заметной
общностью некоторых выразительно подчеркнутых интонаций или фраз. Тем не менее
композитор достигает большой индивидуализации своих импровизационных форм. Он
вносит в них порой необычную гармоническую остроту, как в токкате, которую он
обозначил «con durezze
е ligature» («с жесткостями и лигатурами»), проведя сквозь всю
композицию идею подготовленных диссонансов (гармонии с задержаниями) : на
органе это звучит в полную силу (пример 156). От общих форм и текучести
пассажного движения в токкатах Фрескобальди переходит к более значительному
интонационному складу. Свободно движутся, сменяясь, музыкальные мысли, но
целое отнюдь не бесформенно: все подчиняется внутреннему равновесию,
устанавливаемому ладогаромническим планом. При этом отдельные разделы токкаты
могут явно контрастировать между собой по фактуре, а длительные органные
пункты (педаль органа) маркируют грани этих разделов и одновременно включают их
в широкий план большого целого. Богатая импровизационная фактура порой
сменяется в пределах одного произведения строгим хоральным складом, виртуозное
письмо переходит в прозрачное изложение.
Подобной
свободы, естественной для импровизационных форм, в канцонах и ричеркарах
Фрескобальди ждать не приходится — сообразно с природой жанра. Но и здесь в
тематически концентрированных произведениях имитационного склада композитор находит
возможности нового многообразия. Из однотемной канцоны он «выводит»
многочастную форму, в которой совмещаются признаки вариационности и
цикличности. Это достигнуто тем, что одна и та же краткая мелодия служит
основой нескольких частей канцоны (двух, трех, четырех), причем в каждой части
она звучит в новом ритмическом варианте (принцип вариационности), а части
канцоны сменяются по принципу цикла (различный размер, разный характер
движения). Само же внутреннее развитие в любой из частей остается имитационным
(принцип канцоны). Единство целого обусловлено тематически, многообразие
определяется двояко — вариационными приемами и устремлениями к циклу. Казалось
бы, в основе канцоны лежит одно образное зерно, но из этого зерна вырастают как
бы различные варианты образа в разных частях произведения.
Предыдущая Следующая