Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
других случаях канцоны Фрескобальди могут основываться на двух темах,
интонационно связанных между собой и вступающих дальше по ходу развития в
различные полифонические «взаимоотношения». Сравнивая ряд органных и клавирных
канцон с такими же произведениями для инструментального ансамбля, можно
убедиться в процессуальности новой нарождающейся формы. В одних случаях
тенденция к цикличности выступает вполне ясно, в других лишь намечается;
различна степень индивидуали-
501
зации
тематизма, а следовательно, и образная яркость частей; не всегда выдержано
имитационное развитие и т. д. Ясно, однако, что процесс направлен от канцоны к
будущей «церковной сонате» 17. Небезынтересно также, что в цикл
известных клавирных вариаций композитора «Aria detta La Frescobalda» входят, среди других частей, гальярда и куранта, то
есть ясно обозначенные жанровые пьесы, обычные в сюите XVII века.
Несколько
по-иному в сопоставлении с канцоной развивается ричеркар в творчестве
Фрескобальди. По общему складу, отчасти и по тематизму ричеркары его остаются
более близкими вокальной полифонии a cappella, главное
же внимание композитора направлено на полифоническую разработку тем (которая исподволь
подготовляет классическую фугу). Но и в этих условиях он стремится преодолеть
возможное однообразие, варьируя тему-зерно, вводя новый тематический материал»
выделяя этим разделы произведения, соединяя в одной пьесе две или даже четыре
темы в сложных сочетаниях, отчасти контрастных, отчасти интонационно
связанных. В процессе формообразования здесь тоже так или иначе внутренне
объединяются принцип фугированного изложения и принцип вариационности 18.
Вслед
за Свелинком и Фрескобальди важная историческая роль на пути к Баху переходит к
немецким композиторам-органистам, в первом поколении которых выделяются Самюэль
Шайдт и Иоганн Якоб Фробергер, во втором — целая группа непосредственных
предшественников Баха. Не следует забывать, разумеется, что одновременно своим
чередом продолжается развитие органной музыки в Италии, а также и в Испании,
выдвинувшей крупнейшего органиста Хуана-Баутиста-Хосе Кабаниллеса (1644—1712).
Да и почти повсюду в Западной Европе, в крупных центрах и больших церквах
работали тогда отличные музыканты, исполнители на органе с высокими
профессиональными традициями и навыками. Чаще всего они же и писали музыку
для органа.
Предыдущая Следующая