Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Особенно
велика была роль органистов и органной музыки в художественной культуре
немецких центров XVII века. Это сопряжено с исторической обстановкой в
стране, со значением для нее наследия Реформации и идей протестантизма,
наконец, даже с событиями Тридцатилетней войны. В частности, художественное
мировосприятие немецкого бюргерства еще хранило тогда крепкую религиозную
окраску, о чем свидетельствуют поэзия и живопись немецких мастеров. Духовная
песня, хорал, выросший из нее, игра
17 «...Ансамблевые канцоны Фрескобальди, — утверждает
советский исследователь, — стоят на пути превращения в церковную сонату,
будучи переходным явлением от старой канцоны XVI века к нарождавшейся циклической форме» (Протопопов
Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI — начала XIX века,
с. 40).
18 См.: Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной
музыки XVI—XVIII веков.
Хрестоматия. М., 1980, № 8, 11, 32, 33, 52, 53. В дальнейшем — просто
«Хрестоматия».
502
органиста
в церкви, исполнение пассионов — таков был музыкальный кругозор горожанина.
Итальянская опера, итальянская кантата или ария оставались скорее в репертуаре придворных
развлечений. Крупнейший из церковных органистов (обычно он же капельмейстер) в
любом немецком центре того времени был, как правило, признанным музыкальным
авторитетом, главой и руководителем местных музыкантов. Он нередко соединял в
себе как художник верность старым немецким ремесленно-профессиональным
традициям с хорошей музыкальной образованностью, с широтой и серьезностью
музыкальных интересов. Благодаря трудам Михаэля Преториуса (1571 или
1572—1621), органиста, капельмейстера, связанного работой со многими немецкими
центрами, мы получаем отчетливое представление о современной ему музыкальной
практике, о различных музыкальных жанрах, их происхождении и особенностях
распространения, о крупнейших композиторах и новых направлениях в музыкальном
искусстве, об устройстве и применении всех европейских инструментов соло и в
ансамбле, а также о специфике хорового исполнения. Из толкового словаря
музыкальных терминов вырисовывается широкая картина жизни музыки в первые
десятилетия XVII века, имеющая ценность
подлинного исторического документа. Работа такого рода уникальна для своего
времени.
Предыдущая Следующая