Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Из
многочисленных немецких и австрийских органистов особо выделяются Самюэль Шайдт
в Галле, Маттиас Векман и Иоганн Адам Рейнкен в Гамбурге, Иоганн Якоб Фробергер,
Иоганн Каспар Керль в Вене, Георг Бём в Люнебурге, Иоганн Пахельбель (работал
в ряде немецких центров), Дитрих Букстехуде в Любеке. Старшие из них Шайдт и
Фробергер в большей мере наследуют и развивают на новой почве традиции, с одной
стороны, Свелинка, с другой — Фрескобальди, тем самым связывая немецкую школу с
нидерландской и итальянской.
Самюэль
Шайдт родился в первых числах ноября 1587 года в Галле. В юные годы был
церковным певцом и органистом там же, а до 1609 года завершал свое музыкальное
образование под руководством Свелинка в Амстердаме, после чего до конца дней
жил и работал в родном городе, где и скончался 24 марта 1654 года. Придворный
органист, затем и капельмейстер, знаток и эксперт органов, деятельный и
разносторонний музыкант, автор многих произведений для органа, духовных хоровых
сочинений, «Симфоний в концертном стиле», обработок псалмов, песен и танцев,
Шайдт вошел в историю музыки как композитор-органист. Его значение особенно
велико для истории полифонических форм на пути к фуге и для обработок
протестантского хорала. Большой сборник его сочинений под названием «Tabulatura nova» 13, из-
19 Происхождение названия «Новая табулатура» связано с
тем, что органисты XVI и XVII веков не придерживались единого нотного стана для
записей своей музыки, применяя разное количество линеек, немецкие же мастера
предпочитали буквенную запись. Шайдт избрал, по итальянскому образцу,
пятилинейный нотный стан и подчеркнул это в наименовании своего сборника.
503
данный
в трех томах в 1624 году, объединяет вариации на хоралы, песни и танцы,
фантазии, фуги, эхо, токкаты, псалмы и другие духовные сочинения. В
«Табулатурной книге» (1650) Шайдта содержится 100 четырехголосных обработок
духовных песен для органа.
Полифонические
произведения Шайдта, которые он именует то фугами, то фантазиями,
непосредственно наследуют фантазиям Свелинка, объединяя фугированное изложение
со слитно-вариационной формой, дающей постепенное динамическое нарастание от
начала к концу композиции. Лишь в происхождении тематизма между фантазиями и
фугами есть некоторое различие: первые из них чаще написаны по старым
полифоническим традициям на заимствованные мелодии (из духовных песен или
других источников), вторые — на темы собственного сочинения. В вариационных
циклах на хоральные мелодии Шайдт тоже развивает принципы Свелинка:
имитационное письмо, присоединение к теме пассажных контрапунктов с общей
линией нарастания динамики к концу цикла, разнообразные смены фактуры от
вариации к вариации.
Предыдущая Следующая