Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
При
всем том искусство Шайдта имеет и свои особенности. Композитор, например,
придавал явно большее значение чисто ' звуковому, колористическому фактору в
музыке для органа. Об этом свидетельствуют его указания о регистровке
сочинений: он стремился разнообразить красочные и динамические средства, доступные
органу, свободнее и смелее, чем его современники, применял педаль. В своих
вариациях на песенные и хоральные мелодии Шайдт идет дальше Свелинка 20. Его
вариационные замыслы обширнее, а стиль изложения более развит и многообразен.
Так, композитор подражает в отдельных вариациях струнным инструментам и особо
помечает это («imitatio violistica»). От Шайдта
идет большая немецкая традиция хоральных обработок, приводящая впоследствии к
Баху. Как и Свелинк, Шайдт в хоральных вариациях развивает дальше приемы
варьирования светских песен, соединяя их с приемами духовной полифонической
музыки (cantus
firmus, каноны, двойной контрапункт).
Каждая из вариаций цикла представляет одну какую-либо композиционную идею
(например, проведение темы в одном из голосов, колорирование cantus firmus'a,
канон и т. п.), один тип фактуры, всё же в целом (последовательный ряд
вариаций) объединено общим динамическим замыслом.
Иоганн
Якоб Фробергер выделяется среди немецких органистов как ученик Фрескобальди,
вдобавок испытавший затем на себе воздействие французской клавесинной музыки.
Родился он 19 мая 1616 года в Штутгарте, где его отец был придворным капельмейстером.
Смолоду выдвинулся как отличный органист и клавесинист. В 1637 году начал
работать в Вене, откуда вскоре был направлен в Рим для занятий у Фрескобальди.
Затем в годы 1641 — 1645 и 1653—1657 снова находился в Вене на службе при
20 См.: Хрестоматия, № 51.
504
дворе.
Много путешествовал, выступая в странах Западной Европы, пользовался
известностью как исполнитель. На творчестве Фробергера явно сказалось то, что
он развивался не только в условиях своей страны: как композитор он, так
сказать, не укладывается в немецкую традицию. Известно, что его музыку глубоко
ценил Бах. К сожалению, подробности жизни Фробергера очень мало известны, и
даже то, что ранее о нем сообщалось в литературе, подвергается теперь, после
тщательной проверки, большим сомнениям. Умер Фробергер 6 или 7 мая 1667 года в
Эрикуре.
Предыдущая Следующая