Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Талантливый
органист и клавесинист, оригинальный композитор для своих инструментов,
импульсивный и, видимо, непоседливый художник, Фробергер более других своих
современников сблизил стилистику органных произведений с музыкой для клавира.
Его органные (и клавирные) ричеркары более строги и традиционны по общему интонационному
складу и характеру многоголосия, а канцоны более подвижны и «инструментальны»
по фактуре. Вместе с тем и ричеркары и канцоны у Фробергера по форме
приближаются к фуге, благодаря ясности структуры и едва наметившимся
интермедиям между проведениями тем. Как правило, композиторы XVII века, писавшие музыку для органа и для клавесина,
хотя и связывали эти области своего творчества, все же явно тяготели либо к
одной, либо к другой из них: Свелинк или Шайдт — к органной музыке, английские
вёрджинелисты или члены семьи Куперенов во Франции — явно к музыке для
клавира. Что же касается Фробергера, то у него, пожалуй, не было такого
определенного предпочтения. В его органных произведениях примерно столько же
«клавирного», сколько в пьесах для клавесина — «органного».
Главный
интерес в произведениях для клавишных инструментов представляют у Фробергера
их стилистика и фактура, что относится как к органным, так и к клавирным пьесам.
Его токкаты (чаще из ряда разделов в слитной форме) блестяще импровизационны,
патетичны, виртуозны. Сама их виртуозность очень экспрессивна и связана с
широтой размаха и одновременно с тонкой разработкой деталей, ритмической
изысканностью, порой даже с элементами речитации (пример 157). В клавирных сюитах Фробергера
отчетливо проявляется тенденция к отбору группы танцев для цикла; преобладает
последовательность: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, хотя этим дело не ограничивается.
Сама интерпретация танцев достаточно индивидуальна: в изложении аллеманд много
импровизационности, что невольно удаляет их от основы танца; сарабанды более
строги и контрастируют с аллемандами своей аккордовостью и характерной
мелодикой (плавной, сдержанной, с репетициями, словно в ариозо; пример 158). Притом в
состав сюит порой входят программные части, например Lamento или даже «Жалоба, сочиненная в Лондоне, чтобы прогнать
меланхолию». В последнем случае композитор указывает, что исполнять музыку нужно медленно и свободно («не
соблюдая такта»). На нотной рукописи он разъясняет, какие именно житей-
Предыдущая Следующая