Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
505
ские
невзгоды побудили его создать «Жалобу». Это авторское признание вносит сугубо
личный оттенок в понимание пьесы, не слишком вообще характерный для своего
времени. Трудно счесть такое искусство духовным: оно воспринимается не только
как светское, но и как личностное, очень индивидуальное, предназначенное для
избранной среды, быть может для знатоков, собиравшихся в салонах. Отсюда и
органное творчество Фробергера приобретает особый отпечаток, который, правда,
менее заметен в ричеркарах, но ощутим в токкатах.
После
Шайдта и Фробергера вскоре развертывается деятельность того поколения немецких
композиторов-органистов, которое уже вплотную примыкает к Баху, лично знавшему
его крупнейших представителей. Трудно, пожалуй даже невозможно назвать
кого-либо из этих композиторов, кто более других «подготовил» бы явление Баха.
Едва ли не от каждого из них идут те или иные линии к нему — и вместе с тем
никто из них персонально не приблизился к Баху предпочтительно перед остальными.
Бах как художник много шире любого из них: в его искусстве обобщено не только
все, чего они достигли, но и многое другое из традиций западноевропейской
музыки. Бах и несравненно глубже своих предшественников: его образы и концепции
потребовали иной в целом системы музыкально-выразительных средств.
Для
непосредственных предшественников Баха характерно дальнейшее образное
обновление органной музыки и несомненный рост ее самостоятельного концертного
значения (хотя бы и в пределах церкви). В творчестве Бёма, Рейнкена,
Пахельбеля и Букстехуде она достигает полноты художественного выражения,
драматической силы и одновременно ясности и пластичности формы. Заметим, что
немецкие органисты и на этом этапе не ограничивались областью собственно
органной музыки: как и ранее, они писали произведения также для других
инструментов или для хора, делали обработки вокальных мелодий (особенно часто
хоральных) . Это несомненно сказалось и на их органном творчестве, которое не
порывало с интонационной выразительностью конкретного характера, а порой даже
исполненной известного драматизма.
Предыдущая Следующая