Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
На
первый взгляд, круг жанров, над которыми работают названные композиторы-органисты,
остается тем же, каким он сложился к середине XVII столетия. В их произведениях еще заметна некоторая
внешняя жанровая неопределенность (ричеркар — канцона — фантазия), но за ней
на деле стоят две отчетливо выступающие тенденции: развитие собственно фуги
(независимо от того, что она может называться ричеркаром или фантазией) и
развитие токкаты (прелюдии, каприччо) как более свободного по форме
произведения. Фуга — важнейший из полифонических жанров — достигает порога
зрелости и складывается в своем первоначальном, простейшем облике. В ней растет
роль ладогармонического начала, что выражается в гармонической четкости темы, в
утверждении тонико-доминантовых отношений (тема —
506
ответ),
в цельности тонального плана (при едва намеченной модуляционной отчлененности
средней части и слабой интермедийности). Ясно вырисовываются, но еще не
созревают функции частей формы. Токката понимается широко: она может быть ближе
к имитационным формам или к прелюдии, может сочетать имитационные и
«прелюдийные» разделы, включать в себя небольшие фуги, более или менее широко
развивать собственно импровизационность. Все эти процессы сопряжены с поисками
выразительного тематизма (в фуге), впечатляющего интонационного строя (в
импровизационных формах).
Бёма
и Рейнкена, искусство которых Бах изучал так же упорно, как и творчество
других крупнейших органистов своего времени, мы знаем меньше и
индивидуальность каждого из них не ощущаем с полной отчетливостью. Зато яркое
различие творческих индивидуальностей Пахельбеля и Букстехуде выступает перед
нами из их созданий с достаточной отчетливостью и убедительностью. Крупные и
оригинальные художники, они представляют как бы разные стороны предбаховского
органного искусства: Пахельбель — более «классичную» его линию, Букстехуде —
скорее «барочную».
Иоганн
Пахельбель родился около 1 сентября 1653 года в Нюрнберге в семье виноторговца.
С детства проявил способности и интерес к музыке, занимаясь ею под руководством
городского музикдиректора X. Швеммера. В
1669 году посещал лекции в Альтдорфском университете, несколько позже пополнял
гуманитарное образование в протестантской гимназии Регенсбурга, все время
продолжая занятия музыкой. Его наставниками в церковном искусстве были Ф. И.
Зойлин и К. Пренц (ученик И. К. Керля). В 1673 году молодой Пахельбель
перебрался в Вену, где, возможно, стал помощником Керля как органиста в соборе
св. Стефана и сочинял музыку под его художественным воздействием. В 1677 году
Пахельбеля пригласили в Эйзенах на должность придворного органиста. Так было положено
начало дружеским отношениям Пахельбеля с семьей Бахов через Иоганна Амброзиуса
Баха. С 1678 года Пахельбель обосновался в Эрфурте, где довольно долго работал
органистом в церкви, создал множество произведений (в том числе для органа) и
выдвинулся как авторитетный педагог. Иоганн Кристоф, старший брат И. С. Баха,
тогда в течение трех лет был учеником Пахельбеля. Вообще на родине И. С. Баха,
в Тюрингии воздействие творческой личности Пахельбеля — органиста, композитора,
педагога — чувствовалось очень сильно. С 1690 года Пахельбель недолго пробыл в
Штутгарте как придворный музыкант и органист герцогини Вюртембергской, а затем
до 1695 года занимал должность городского органиста в Готе. Лишь весной 1695 он
вернулся в родной Нюрнберг, поскольку там освободилось место церковного органиста,
которое Пахельбель и занял надолго. Скончался он в Нюрнберге 3 марта 1706
года. Во многих немецких центрах уже
Предыдущая Следующая