Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
507
работали
его ученики — органисты, капельмейстеры и композиторы — целое поколение
воспитанников Пахельбеля.
Судя
по тому, как складывалась с внешней стороны жизнь Пахельбеля, связанного
работой то с одним, то с другим городом, легко предположить, что у него была
беспокойная натура чуть ли не мятущегося художника. Однако его творчество свидетельствует
о совсем ином. Оно на редкость последовательно, ясно, уравновешенно, гармонично
в целом. У Пахельбеля могут встретиться и более и менее зрелые образцы тех или
иных жанров, но на каждом этапе эти качества его искусства останутся им присущи.
Среди органистов XVII века Пахельбеля выделяет именно
эта проясненность музыкальной мысли — после многих опытов, исканий, после
скрещивания различных творческих тенденций, жанровых черт, приемов письма. Для
него как композитора-органиста неоценимое значение имела постоянная связь с
музыкой, близкой быту, даже старинной народной традиции: создание танцевальных
сюит, «арий» с вариациями для клавира (сборник «Hexachordum Apollinis», 1699), маленьких чакон. Цельность, завершенность,
компактность их форм, новая простота и ясность ладогармонического склада,
пластичность целого — все это нашло свое отражение и в иной области творчества
Пахельбеля — в музыке для органа.
Пахельбель
создавал также вокальные произведения — мотеты, кантаты, мессы, арии, песни.
Но основное значение получили его сочинения для органа и клавира, то есть
связанные с его собственным исполнительством. Он писал ричеркары и фуги, токкаты,
прелюдии, делал обработки протестантского хорала. По существу его ричеркары уже
не отличались от фуг. Фуги же Пахельбеля во многих отношениях могут быть
названы «предбаховскими». Их темы чаще всего по-своему характерны, разнообразны,
с преобладанием ритмически острых, подвижных, но баховского многообразия,
баховской широты и образной силы им еще недостает. Иногда у Пахельбеля можно
встретить как бы эмбрионы баховских тем или прямую близость к баховскому
тематизму, но это — всего лишь выборочная, так сказать, частная связь, скорее
признак общих истоков, а не сходства масштабов. Фуги Пахельбеля невелики, лаконичны,
центростремительны, удивительно, четки по композиции. В отличие от многих предшественников
он не расширяет полифоническую форму за счет широкого вариационного развития, а
«сжимает» ее вокруг темы. Однако эта центростремительность еще не оттеняется широтой
модуляционного замысла или наличием развитых интермедий. Сам по себе круг
образов в фугах Пахельбеля не требует особенно широкого развертывания с
различными функциями разделов фуги. Отсюда и частое ограничение сферой тоники и
доминанты, то есть экспонированием темы, отсюда лишь едва намеченные
интермедии. И во всем этом сплошь и рядом проступают отдельные черты сходства с
фугами Баха — без приближения к глубине его мысли и совершенству его
драматургии. Пахельбель, так сказать,
Предыдущая Следующая