Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Так
или иначе формы органных произведений Букстехуде складываются как синтетичные,
соединяющие в себе свойства и тенденции имитационных, вариационных, остинатных
приемов, старинных, вполне традиционных и новейших принципов музыкального
мышления. При этом композитор-исполнитель явно тяготеет к расширению форм, даже
к монументальности их, а также к поискам возможных образных контрастов в
пределах слитной композиции. В этом смысле его искусство до известной степени
противостоит искусству Пахельбеля.
Для
Букстехуде характерна не ранняя фуга сама по себе, не малый цикл прелюдия-фуга
и не токката как импровизационная форма. Более показательно для него
взаимопроникновение признаков этих форм, причем не на ранней стадии их
сложения (когда действовал еще синкретизм формообразования), а на пороге
полной зрелости, накануне баховского этапа. Если Букстехуде создает фугу,
предшествуемую прелюдией, то и внутри фуги, меж-
21 Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм
XVI — начала XIX века,
с. 76.
540
ду
экспозициями ее тем, и в конце фуги напоминается тематический материал
прелюдии. В прелюдии-фуге g-moll перед нами
монументальное произведение, близкое контрастно-составной композиции, но с
чертами импровизационных форм по своей стилистике. За эффектным «ораторским»
вступлением органно-токкатного патетического характера следует легкая пассажная
фугетта (12/8 после 4/4), сменяющаяся прелюдийным эпизодом, который приводит к
центральной части произведения — серьезной, развитой фуге на подвижную тему
(аналогии есть у Баха в органных фугах). После нее идет новый прелюдийный
эпизод, новая фугетта, как бы растекающаяся в эффектной пассажной коде. В
смысле драматургии целого здесь есть признаки симметрии, но отнюдь не точной:
функции разделов родственны, но тематизм их не совпадает. Все части свободно и
плавно переходят одна в другую: происходит естественная смена образов или
образных штрихов почти театральной яркости. Одни из них развернуты (в фуге),
другие только намечены...
В
цитированной книге Вл. Протопопова разбираются прелюдия и фуга e-moll Букстехуде. После прелюдии здесь следуют три
фугированные части, причем между второй и третьей частями и в завершении всей
композиции развивается тематический материал прелюдии.
Предыдущая Следующая