Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Широко
применяет Букстехуде вариационные принципы как в сочетаниях с другими
принципами формообразования, так и в остинатных формах (пассакалья, чакона). С
удивительной свободой создает он обработки хорала, смело изменяя самый характер
хоральной мелодии, то выдвигая ее на первый план, то как бы затушевывая
движением других голосов, расчленяя, изменяя ритмически и т. п.
«Вариационно-слитная форма, канцона, фуга, соединившись, образовали тут
неповторимо своеобразное целое», — пишет Вл. Протопопов о хоральной обработке «Wie schon leuchtet der
Morgenstern» 22.
Чрезвычайно
содержательны, развиты в своей синтетической природе остинатные формы у
Букстехуде (пассакалья, чакона). Эти формы, уходящие по их истокам в прошлое,
сложились и стали популярными именно в XVII веке. Вариации на удержанный бас, более или менее
строгие, известны у английских композиторов (гроунд), в итальянской опере (арии
и хоры на basso ostinato), во французской
лирической трагедии (балетные финалы в форме чаконы), в инструментальной музыке
у итальянских скрипачей, французских клавесинистов и т. д. Возвращение к одной
и той же басовой формуле, достаточно ощутимой и броской (повторения ее в
пассакалье, возможность более свободного напоминания в чаконе), скрепляло
форму целого, сохраняло единство образа в оперной арии, танце, части сюиты или
сонаты, что было особенно существенно для выдержанно-скорбных ситуаций.
Когда-то чакона
22 Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм
XVI — начала XIX века,
с. 73.
511
была
народным танцем в Испании (баскского происхождения?), подвижным и «диким», с
пением в сопровождении кастаньет. При распространении по Европе приобрела
характер медленного, плавного, величавого движения — и в этом облике была
положена в основу одной из остинатных музыкальных форм. Ко времени Букстехуде
чакона уже не нова в западноевропейской музыке. Однако он оказался одним из
первых композиторов, трактовавших чакону (как и пассакалью) крупномасштабно.
Его чакона e-moll — одно из лучших произведений композитора. На основе
веской, островыразительной темы возникает большая композиция, одновременно
спаянная басовой темой, а также интонационным развитием — и допускающая свободу
формообразования (возникновение фугато, введение нового материала).
Вариационность, фугированность, внутренние интонационные связи, возникающие
впечатления чуть ли не импровизационного размаха — все это одновременно и
«держится» на фундаменте басовой темы, и «движется» вперед, захватывая все
новые стороны образа.
Предыдущая Следующая