Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
От
органной музыки Букстехуде, от ее крупных форм и мощных средств выразительности
идет линия к таким созданиям Баха, как его Хроматическая фантазия и фуга,
органная токката d-moll (BWV № 565),
большие органные фуги (например, прелюдия и фуга е-moll, BWV № 548) и
пассакалья c-moll (BWV № 582)..Само
собой разумеется, Бах не просто развивает традиции Букстехуде: в его творчестве
эти традиции преобразуются, как преобразуются, обретая новый смысл, и традиции
Пахельбеля.
С
музыкой для органа и характерными для нее жанрами оставались так или иначе
связаны с конца XVI и на протяжении XVII века многие композиторы, известные главным образом
как вёрджинелисты или клавесинисты. Выдающийся английский вёрджинелист Джон
Булл был также органистом и писал музыку для органа. И, что еще более
удивительно, прославленный Франсуа Куперен многие годы работал церковным
органистом в Париже и музыкальное образование получил под руководством опытных
органистов, в том числе — собственного отца, Шарля Куперена.
Хотя
между репертуаром органа и репертуаром клавесина заметно в XVII веке постоянное взаимодействие, в общем направлении
органной музыки от XVI к XVIII веку наблюдается своеобразная последовательность в
«выборе» и эволюции именно тех, а не иных жанров и музыкальных форм. Как ни
были в целом различны творческие школы в Италии и в Испании, в Голландии и во
Франции или в немецких центрах, повсюду имитационно-полифонические жанры
двигались в направлении к фуге, лишь, быть может, с большим или меньшим
успехом. Повсюду методы вариационного развития сохраняли важное значение и
проникали в другие формы. И, наконец, трудно представить органную музыку без
характерного устремления к импровизационности изложения, выработанной именно
на органе и определявшей сущность токкат и других близких им форм.
512
Клавирная
музыка, как специфическая область творчества, выдвинулась в своем развитии
позднее органной. Сам же по себе простейший репертуар клавикордов или клавесина
возник, надо полагать, уже тогда, когда были созданы первые примитивные
инструменты, соединявшие клавишный механизм не с духовыми инструментами
(подобно органу), а с большим комплектом струн. Вероятно, это следует отнести к
XIII—XVI векам. В
сборниках органных пьес с XV века
встречаются обработки светских песен и танцев; быть может, они исполнялись и на
клавесине как на инструменте чисто светского, домашнего музицирования. Но самостоятельного
значения клавирная музыка еще не приобрела, об особых приемах ее исполнения или
композиции музыканты пока не задумывались. Стиля клавирной музыки как таковой
по меньшей мере до последней четверти XVI века
современники словно и не ощущали. Так, после середины этого столетия немецкий
органист Э. Н. Аммербах писал: «Искусство игры на органе следует предпочесть
другим, так как оно применимо не только на одном инструменте. Кто хорошо
овладел им, тот может с успехом применять его также на позитивах, регалях,
вёрджинелях, клавикордах, клавичембало, харпсихордах и других подобных
инструментах» 23. Пройдет еще некоторое время, и Джироламо Дирута,
родом из Перуджи, в своем трактате «Трансильванец» (1593) попытается
размежевать исполнительскую манеру органиста — и клавесиниста и заметить, что
«исполнители танцев» (то есть привычные к клавесину) плохо играют на органе, а
органисты, в свою очередь, должны приспособляться к звучанию клавесина, если им
доводится исполнять на нем танцы.
Предыдущая Следующая