Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Школу
английских вёрджинелистов образовали композиторы Уильям Бёрд (1543 или 1544—1623), Джон Булл (ок. 1562—1628), Томас
Морли (1557—1603), Орландо Гиббонс (1583—1625) и некоторые другие. Их
искусство отнюдь не изолировано от традиций, с одной стороны, лютневой, с
другой — органной музыки своего времени. Параллельно им действовал талантливый
и плодовитый композитор-лютнист Джон
Дауленд (1562—1626), в творчестве которого отчасти представлены те же
жанры, что и у современных ему вёрджинелистов. Из репертуара лютни
вёрджинелисты переняли такие простейшие формы, как обработка песен и танцев
(ранее всего паваны и гальярды, то есть «прапары» будущей сюиты). Но они же не
чуждались и крупных полифонических форм (фантазий, например), тем более что в
ряде случаев и сами были одновременно органистами. Бёрд известен также как
автор английских мадригалов. Вообще представлять творческую школу
вёрджинелистов только как противостоящую иным творческим направлениям
современности было бы неверно. Вёрджинелисты создавали полифонические
произведения для органа и клавира, делали обработки хорала — и все это день за
днем происходило, так сказать, рядом с сочинением чисто светских пьес для
вёрджинеля. Естественно, однако, что и в их органных (по происхождению) формах
тоже отражался в свою очередь опыт, например, варьирования бытовых песенных
мелодий. При всем том в историю вошло именно светское искусство вёрджинелистов:
оно определило их творческую школу в ее новаторском значении.
Не
случайно и в быту распространялись прежде всего светские пьесы представителей
этой школы. Их произведения входили в именные рукописные «книги», обычно
составляемые для любителей из высшего общества: известны «Вёрджинельная книга
леди Невил» (1591), «Вёрджинельная книга Фитцуильяма» (1625) и другие. Но
популярность музыки для вёрджинеля требовала и более «мобильного» ее
распространения. В 1612 году в Лондоне был издан печатный сборник пьес
«славных мастеров» У. Бёрда, Дж. Булла и Орландо Гиббонса под названием
«Парфения, или Девичьи годы первой музыки, которая была когда-либо напечатана
для вёрджинеля». Как ни условно в духе времени, как ни символично это название,
в нем отражено и реальное чувство новизны, молодости искусства английских
вёрджинелистов.
Предыдущая Следующая