Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
названных и подобных им сборниках встречались пьесы различных авторов, по
преимуществу вариации на танцы и популярные песенные мелодии, а также прелюдии
и фантазии. Тематический материал композиторы черпали отовсюду, где он
привлекал их внимание и пользовался известностью, успехом в быту. Так возникли
вариации «Свист возницы», «Фортуна», «Эти красавицы», «Волынка», «На охоте» (у
Бёрда), «Королевская охота», «Валь-.
515
сингам»,
«Буффоны», «Новая бергамаска», «Милый пригожий Робин», «Я сам», «Мое горе»,
«Мой выбор» (у Булла). Нередко программные названия давались танцам: павана
«Меланхолия», куранта «Тревога», куранта «Кингстон».
Свежие
и простые мелодические истоки в большой мере определяли интонационный облик
музыки английских вёрджинелнстов (пример 160). Так за много-много лет до
прославленных симфонических вариаций Гайдна на бесхитростные и колоритные в своей
простоте народные мелодии ранние инструментальные жанры были оплодотворены
живой связью с народно-бытовой мелодикой. Эта здоровая художественная основа
искусства вёрджинелистов сообщает ему более широкое общественное значение, чем
можно было бы предположить по первоначальной среде его распространения.
Среди
произведений вёрджинелистов на рубеже XVI—XVII веков главный интерес представляют именно вариации на
темы песен и танцев — как по своей интонационной основе, так по общему складу и
принципам формообразования. Лапидарные, яркие, легко узнаваемые песенные и
танцевальные мелодии с их четким внутренним членением побуждали придерживаться
по преимуществу гомофонного склада, простых формальных структур, общей
прозрачности изложения. Это особенно характерно для ранних образцов, в
частности для вариаций Бёрда. Мелодия песни (или танца), становясь темой,
обычно гармонизуется у него в новом и ясном гармоническом складе. В дальнейшем
эта гармоническая основа (как и масштабы построения) удерживается при варьировании,
а музыка сохраняет ясно ощутимую связь с темой, не дает ее забыть. Число
вариаций может быть и очень скромным (4, 6), и достаточно большим (16 вариаций
на тему «Джон, приди, поцелуй меня», 22 — на тему «Вальсингам»).
Предыдущая Следующая