Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Трудно
найти большую противоположность Польетти, чем Пахельбель с его пониманием
сюиты для клавира. В его сюитные циклы входят аллеманда, куранта, сарабанда,
жига, иногда air (как инструментальное воплощение
вокального жанра, чаще всего песни, а не собственно «арии»). Следуя старинной
традиции, Пахельбель тематически объединяет танцы в каждой из своих 17 сюит, то
есть совмещает принцип цикла и вариаций. Поразительна при этом цельность,
зрелость, общая уравновешенность его музыкального письма. Не злоупотребляя
орнаментикой, опираясь на живой бытовой материал, Пахельбель создает свои
танцы, яркие, законченные и лаконичные пьесы гомофонного склада. Если судить о
ранней подготовке классического музыкального языка, то следует признать, что
она совершается уже здесь, в клавирной музыке Пахельбеля. Поэтической
утонченности, даже изысканности французских современников у Пахельбеля нет: он
создавал свои сюиты как музыку бюргерского быта, бесхитростную и простую.
Так
же просты и вместе с тем новы по стилю и клавирные чаконы Пахельбеля —
мастерские вариации на короткую бытовую тему (6—8 тактов), на ее бас. Чакона,
как и пассакалья, будучи тогда популярной формой, нередко вводилась в сюиту в
качестве ее веского заключения. Пахельбель обращался к ней и помимо сюиты, видимо
привлеченный возможностями четкого постро-
523
ения
вариационного цикла на стержне избранного баса, но без прямой
"остинатности.
По
своему составу клавирные сюиты Пахельбеля близки таким же сюитам Баха, в частности
названным Французскими. Однако баховские произведения более полифоничны.
В
процессе развития клавирной сюиты, как мы уже могли убедиться, программные
тенденции оказались немаловажными: они помогли ряду композиторов несколько расширить
круг ее выразительных средств, выйти за динамические рамки танцев. По разному
это выразилось у французских клавесинистов, у Фробергepa, y Польетти. Пахельбель, видимо, не тяготел к
программности и не стремился «преодолеть» танцевальность сюиты. Рядом с ним
другой старший современник Баха, Иоганн Кунау совмещал интерес к собственно
сюитной композиции (таковы его партиты в сборниках «Ciavierübung» 1689—1692 годов) со стремлением к последовательной
программности в циклических произведениях для клавира.
Предыдущая Следующая