Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
526
бы
стать естественной частью сюиты. Четвертая часть отступает от сонатно-сюитного
принципа композиции замкнутых номеров: она следует за действием, изображая
единоборство Давида и Галиафа, полет камня из пращи Давида, тяжелое
падение Голиафа. Пятая часть, пассажная фуга, рисует бегство филистимлян после
поражения Голиафа. Три последние части цикла посвящены победным торжествам:
радостный танец (шестая часть), концерт в честь Давида (словно трубные сигналы
с перекличкой регистров в седьмой части), «Всеобщая радость и пляски народа»
(как бы простая хоровая песня в движении менуэта — восьмая часть, финал). В
целом это программное произведение стоит ближе всего к сюите — если иметь в
виду современные ему образцы композиции. Однако обращение композитора к
программе способствует большей характерности музыкальных образов и расширению
их круга, хотя и порождает наивно-изобразительные тенденции.
В
своих программных устремлениях Кунау был не одинок среди соотечественников:
программность в инструментальных жанрах привлекала Г. Ф. Телемана, Георга
Муффата, его сына Теофиля (в гораздо меньшей мере — И. С. Баха) и других
немецких композиторов, которые отнюдь не ограничивались, впрочем, областью
клавирной музыки. Но все же выражение программности в клавирных сочинениях
оставалось в конце XVII и первой половине XVIII века по преимуществу не таким «фабульным», как у
Польетти и в особенности у Кунау, а скорее всего лишь «заглавным»: образная
характерность той или иной пьесы приоткрывалась в ее названии и не предполагала
какого-либо словесно обозначенного развития сюжета.
Именно
этого принципа характерных заглавий придерживались французские клавесинисты,
творческая школа которых пользовалась тогда в Западной Европе наибольшим
влиянием. После группы композиторов, следовавших за Шамбоньером и Луи Купереном,
в новом поколении клавесинистов на виднейшее место выдвинулся Франсуа Куперен —
известнейший и, вне сомнений, самый крупный композитор-клавесинист этой школы,
сложившейся в XVII веке. Хотя творческий путь
Куперена Великого охватывает и первую треть XVIII столетия, истоки его искусства неотделимы от
художественной атмосферы и традиций XVII.
Среди клавесинных пьес Куперена, изданных в четырех сборниках между 1713 и 1730
годами, по всей вероятности, есть немало произведений, возникших еще в
последнем десятилетии XVII века.
Предыдущая Следующая