Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
525
«Печаль
и ярость» Саула переданы в большой фантазии или токкате (125 тактов),
задуманной как контрастно-составная форма (со значительной долей
импровизационности), но отнюдь не лишенной притом общей композиционной
цельности. Не ведая программы, мы различили бы центральный раздел композиции —
фугу на драматическую тему (такты 48—102), большой, предшествующий ей
импровизационно-патетический раздел с элементами речитации и пассажности,
отвечающую этому вступлению заключительную часть (такты 103—125). Такой тип
композиции становился тогда естественным для токкат и фантазий (впрочем, скорее
органных, чем клавирных), а «декламационный» драматизм первой части и ее
беспокойные пассажи, тематическая острота фуги (большая тема с повторениями
звуков и падениями на уменьшенную септиму), еще более беспокойная, «вихревая»
пассажность заключительной части (тут-то и подчеркнуты между прочим
параллельные квинты) и вне Программы воспринимаются именно как драматизация
целого. При несомненной масштабности общего замысла драматизм этот достигается
системой различных художественных средств: вначале интонационный строй фантазии
близок к возгласам и выразительной речитации, в дальнейшем во все её разделы
(включая середину фуги) вторгаются, как бы разрывая музыкальную ткань,
стремительные пассажи (особенно динамичные в последнем разделе), а тема,
определяющая характер фуги, принадлежит по своему времени к числу наиболее
интонационно-напряженных, развернутых, гармонически смелых.
Вторая
и третья части сонаты более просты по замыслу и внутренне единообразны.
«Успокоительная канцона», которую, согласно программе, исполняет на арфе
Давид, выдержана в ровном движении и по общему созерцательному характеру явно
противостоит первой части сонаты. Финал не слишком значителен. Любопытно,
однако, что «Душевное успокоение и удовлетворенность Саула» воплощены в
пунктирном ритме музыки — быть может, это должно означать и вернувшееся
мужество Саула (таково, во всяком случае, старинное семантическое значение
приема)?
Большая
соната «Битва Давида с Голиафом» состоит из восьми частей, и в такой реализации
ее программы есть известная близость к театру или, по крайней мере, к оратории
на библейский сюжет. В своей характерности части сонаты порой приближаются то к
оперным образам, то к танцу, то даже к хоровому звучанию. Первая часть,
«Бравада Голиафа», выдержана в «элементарно-героическом» характере: пунктирный
ритм, низкий регистр, грузность продвижения, словно символизирующая грубую
силу. Вторая часть, «Трепет израильтян при появлении гиганта и их молитва,
обращенная к богу», поначалу остро изобразительна: хроматически сползающие
аккорды с особыми вибрациями напоминают об аналогичных сценах трепета, ужаса,
замерзания в операх XVII века. «Храбрость Давида»
обрисована в легкой и светлой третьей части пластично-танцевального склада,
которая могла
Предыдущая Следующая