Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
качестве программ Кунау избирает достаточно драматичные библейские сюжеты (а в
пояснениях к сонатам еще акцентирует драматизм происходящего): 1. Битва Давида
с Голиафом; 2. Саул в меланхолии, излеченный посредством музыки; 3. Женитьба
Иакова; 4. Иския умирающий и спасенный; 5. Гидеон спаситель народа Израиля; 6.
Могила Иакова. В отличие от типового цикла трио-сонат того времени число частей
в каждом случае у Кунау может быть различным: три — пять — восемь. По характеру
и форме каждая из частей в зависимости от программы может приближаться к
большой фантазии с фугой внутри, к фуге как таковой, к танцу (например, жиге),
даже к хоровому, песенному складу, к театрально-изобразительному-эпизоду, может
быть незавершенной, «переходной» между другими. Итак, ни последовательности
сонатного цикла, ни последовательности сюиты здесь нет. Сама образность то
несколько театральна (ход событий), то внутренне эмоциональна, то внешне
изобразительна. Это еще отнюдь не т и n сонаты, а
скорее поиски нового образного содержания для нее — и в этом смысле своего
рода творческий эксперимент.
Примером
относительно краткого программного цикла может служить вторая соната, состоящая
всего из трех частей: «Печаль и ярость [безумие] царя», «Успокоительная канцона
Давида на арфе», «Душевное успокоение Саула». В соответствии с программой
более сложно задумана первая часть — как ей и надлежит по смыслу. Из авторского
предисловия видно, как ясно представлял себе Кунау «ужасный облик» Саула в
припадке безумия: лицо искажено, глаза дико вращаются, из рта идет пена,
недоверие, ярость, ненависть, страх владеют им... Композитор разъяснил дальше,
что он стремился в деталях передать сумасшествие царя и его душевную
подавленность — посредством нарочитого нарушения музыкальных норм:
параллельные квинты означали потерю рассудка, тональный план фуги должен был
передать меланхолию и удрученное состояние духа. Все это кажется нам крайне
наивным, но подобные намерения были тогда в духе теории
аффектов, которая уже складывалась и вскоре завладела умами эстетиков, в
частности соотечественника Кунау, Иоганна Маттезона. Однако реальное
воздействие музыки в этой первой части сонаты на деле обусловлено ее общим
композиционным замыслом, интонационным строем, характером тематизма, а не
какими-либо частными отклонениями от правил голосоведения или тональной
структуры.
Предыдущая Следующая