Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Творческая
деятельность Франсуа Куперена развернулась в исторических условиях,
существенно отличных во Франции от того времени, когда возникла в XVII веке школа клавесинистов и затем воцарилась на
придворной сцене героическая опера Люлли. Кризис французского абсолютизма
проявился еще в последний период царствования Людовика XIV (до 1715 года). Позднее, в эпоху Регентства,
«героический период» абсолютистской Франции был уже далеко позади. Вместе с
этим изменились нравы и вкусы высших слоев общества, от которых во многом
зависели судьбы оперного театра и крупнейших музыкантов, находившихся на службе
при королевском дворе. Героический подъем и патетика даже на оперной сцене
уступили место гедонистическому вкусу, легкий развлекательности, лирике,
арлекинаде. Не лирическая трагедия как таковая, а опера-балет из цепи
самостоятельных по сюжету актов с легко сменяющимися ситуациями, с вереницей
разноликих персонажей и олицетворений (среди них и итальянцы, и турки, и
цыгане, и индейцы, и маски комедии дель арте, и сатиры, и сильваны, и
Сумасбродства, Ветреность, Карнавал...) стала своеобразным знамением времени. В
этой атмосфере «малые» жанры искусства получили новые импульсы к развитию. В
них искали легкой, необременительной эмоциональности, неж-
26 Цит. по кн.: Куперен Ф. Искусство игры на клавесине.
М., 1973, с. 64.
528
ных
красок, изящной утонченности, пикантности, остроумия. Естественно, что музыка
для клавесина, с ее камерными, отточенными формами и изящным, тонко
нюансированным письмом, с ее специфическими образными возможностями, оказалась
в полном смысле ко времени и переживала подлинный подъем в первой трети XVIII века.
Такова
была во Франции художественная почва, на которой расцвело искусство Куперена.
Его музыкальный стиль сложился главным образом в традициях французской школы
клавесинистов, как это всецело подтверждается содержанием его трактата «Искусство
игры на клавесине» (буквально «Искусство касаться клавесина» — «L art de toucher le
clavecin», 1716). Вместе с тем в
творчестве Куперена французский клавесинизм достиг высокой степени зрелости: в
нем наилучшим образом выявились едва ли не все художественные возможности,
наметившиеся в данной творческой школе. Если Жан Филипп Рамо и пошел в этом
смысле дальше Куперена, то он уже начал своего рода частичный пересмотр
традиций клавесинизма — как в образном, так и в композиционном отношении.
Предыдущая Следующая