Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Всего
Купереном написано более 250 пьес для клавесина. За малым исключением они вошли
в сборники 1713, 1717, 1722 и 1730 годов. Созданные в пределах по крайней мере
тридцатилетия (1690-е годы — 1726), эти пьесы отличаются удивительным единством
и цельностью художественного стиля. Трудно ощутить даже, как именно проявилась
в них длительная творческая эволюция композитора. Разве только чуть строже с
годами стал стиль изложения, немного крупнее развернулись линии, менее ощутимо
стало проявление галантности, уменьшилась и прямая зависимость от танца. В
ранних произведениях Куперена определенные танцы (с обозначениями: аллеманда,
куранта, сарабанда, жига, гавот, менуэт, канари, паспье, ригодон), порой с
программными подзаголовками, встречаются чаще. Со временем их становится меньше,
но до последних лет у композитора встречаются аллеманда, сарабанда, менуэт,
гавот, не говоря уж о танцевальных движениях в программных пьесах без
обозначений того или иного танца. Не порывая с танцем (в том числе с
традиционными танцами сюиты), тем более с принципом танца в композиции
своих небольших пьес, Куперен, однако, не объединяет их в сюиты. Сопоставление
нескольких пьес (от четырех до двадцати четырех) он называет «ordre», то есть последование, ряд. Этим подчеркивается не
какое-либо типовое построение целого, а всякий раз свободное, без устойчивых
функций частей чередование пяти, шести, семи, восьми, девяти, десяти (реже —
большего количества) пьес. В четырех сборниках содержится 27 таких «рядов». В
каждом из них в принципе нет главных или второстепенных частей, нет
обязательных контрастных сопоставлений, а возникает именно чередование
миниатюр, как бы гирлянда их, которая может быть развернута и шире, и скромнее
— в зависимости от замысла композитора. Вместе с тем ничто не должно прискучивать
в этой легкой череде
529
изящных,
пленительных, забавных, остроумных, блестящих, колоритных, характерных, даже
портретных или жанровых образов. Поэтому пьесы в каждом ordre подобраны с ненавязчивой разносторонностью, однако
без нарушений общей художественной гармонии, требуемой хорошим вкусом (который
превыше всего ценил Куперен). Разумеется, здесь возможны многочисленные индивидуальные
решения, что и составляет в конечном счете главный принцип подобных композиций.
Предыдущая Следующая