Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Сами
пьесы, как это было и ранее у клавесинистов, обладают выдержанной
характерностью одного образа, будь то определяющая черта облика (чаще
женского), будь то портретный набросок («именные» пьесы), поэтическое явление
природы, жанр, выражение определенных эмоций, мифологический персонаж, сцена
или ситуация, явно навеянная оперно-балетным театром. И повсюду музыка
Куперена изящна, изобилует орнаментикой; то ритмически прихотлива, переменчива,
то скорее танцевальна; стройна по форме; выразительна, но без аффектации; если
величава, то без особой патетики, если нежна, то без особой чувствительности,
если весела и динамична, то вне стихийной силы, если воплощает скорбные или
«темные» образы, то с благородной сдержанностью.
В предисловии
к первому сборнику своих пьес для клавесина Куперен писал: «При сочинении всех
этих пьес я всегда имел в виду определенный сюжет, который мне подсказывали
разные обстоятельства, так что названия пьес соответствуют моим намерениям.
[...] Я считаю нужным предупредить, что пьесы с такими названиями являются
своего рода портретами, которые в моем исполнении находили довольно похожими,
и что эти лестные названия относятся скорее к очаровательным оригиналам, чем к
их изображениям» 27.
Итак,
композитор подтверждает, что он всегда мыслил свою музыку образно, даже
портретно. В соответствии с эстетическими нормами времени и особенно среды, в
которой Куперен работал, его образы-«портреты» в различной мере сочетали
реальную меткость с условностью. И чем выше было общественное положение
«портретируемого», тем больше был этим связан художник. В пьесах, посвященных
знатным персонам, поневоле проступало нечто от придворного или светского
этикета, от неизбежности в известной мере польстить оригиналу. Естественно
ждать этого от таких произведений, как «Принцесса Мария» (в честь Марии
Лещинской, невесты Людовика XV), «Несравненные
грации, или Конти» (в честь внебрачной дочери Людовика XIV), «Принцесса де Шабей, или Муза Монако» (ребенок,
дочь принца Монако), «Великолепная, или Форкре» (супруга композитора Антуана
Форкре). В конечном счете подобные пьесы не так уж далеко отстоят от тех
созданий Куперена, которые возникли, возможно, под впечатлениями театра:
«Диана», «Тер-
Предыдущая Следующая