Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Женские
образы вообще господствуют в искусстве Куперена, как выступают они на первый
план в современной ему опере-балете, как привлекают в ту пору французских
живописцев. Чуть ли не половина его клавесинных пьес так или иначе связана с
этим. Преобладают среди них не столько «портреты» (с обозначением имен),
сколько безымянные зарисовки — не характеристики в полном смысле, а скорее
впечатления от того или иного женского облика. Художественный образ возникает
на основе выделения одной характернейшей, определяющей черты этого облика:
Очаровательница, Трудолюбивая, Недотрога, Льстивая, Сладострастная, Мрачная,
Шалунья, Опасная, Нежная Фаншон, Кумушка, Единственная, Освежающая, Вкрадчивая,
Обольстительная,
531
Резвушка,
Трогательная, Амазонка, Пряха, Ветреница, Любезная Тереза, Рассеянная,
Простушка, Сладостная и пикантная, Лукавая Маделон, Таинственная и т. д.
Именно при таком понимании образа особенно естественно для композитора
придерживаться внутреннего единства пьесы, выдерживать определенный тип движения
(по принципу танца, но зачастую не танцевального), характерный, заданный
сначала интонационный строй. Пьесы Куперена в большинстве монообразны, но их
цельность и характерность основаны, в отличие от композиционных принципов
итальянских инструментальных циклов и итальянской оперы, не на выделении
круга типичных образов, а на нюансировании тех или иных характерных
образных штрихов из великого их множества. Это стоит ближе к эстетике рококо, которая
вообще не чужда Куперену, хотя он и не ограничен ею.
Вполне
возможно, что некоторые из подобных женских «обликов» возникли под
впечатлениями от современных спектаклей, особенно в Королевской академии
музыки. И во всяком случае, непосредственное воздействие французского театра с
симптоматичными для той поры его явлениями нельзя не ощутить в таких пьесах,
как серия «Французские сумасбродства, или Домино» («Les folies francoises, ou les Domino»),
«Пастораль», «Весталки», «Сильваны», «Сатиры», «Арлекин», «Проделки
фокусников», «Пантомима» и некоторые другие. Образы природы, быть может и
независимые от театра, родственны ему по общему духу идилличности: «Влюбленный
соловей», «Напуганная коноплянка», «Жалобные малиновки», «Бабочки», «Пчелы»,
«Щебетание», «Маки», «Рождающиеся лилии», «Тростники». Встречаются у Куперена и
жанровые зарисовки, но их немного. Некоторые пьесы передают эмоции или душевные
состояния («Нежные томления», «Сожаления» и т. д.). В отдельных случаях
Куперен прямо опирается на народно-бытовой жанр — в своих «Тамбуринах», в
«Мюзете из Шуази» и «Мюзете из Таверни». И чего бы ни касался композитор, он,
как правило, не утрачивает изящества, не нарушает стройности целого, не
допускает чрезмерности или смятенности чувств. Даже такие пьесы, как
«Триумфальная» (из трех частей, носящих названия: «Шум войны», «Ликование
победителей» и «Фанфары»), не составляют в этом плане резкого исключения.
Предыдущая Следующая