Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Музыкальное
письмо Куперена на редкость разработано во всех тонкостях и удивительно
стильно. При известных эстетических ограничениях и условностях он находит
многообразные, даже предельные возможности быть выразительным на клавесине.
«Клавесин сам по себе инструмент блестящий, идеальный по своему диапазону, но
так как на клавесине нельзя ни увеличить, ни уменьшить силу звука, я всегда
буду признателен тем, кто благодаря своему бесконечно совершенному искусству и
вкусу сумеет сделать его выразительным. К этому же стремились мои
предшественники, не говоря уже о прекрасной композиции их пьес. Я попытался
усовершенствовать их открытия», — с полным
532
основанием
писал Куперен в предисловии к первому сборнику клавесинных пьес 28.
В
сравнении со своими предшественниками Куперен много шире пользуется
возможностями клавесина, свободнее распоряжается звучностями во всем его
диапазоне, двумя мануалами большого инструмента (на них специально рассчитаны
пьесы «croisée», то есть с
перекрещиваниями), всесторонне разрабатывает клавесинную фактуру, активизирует
голосоведение (при определяющем значении гомофонного склада), усиливает общую
динамику внутри пьесы, уделяет пристальнейшее внимание орнаментике. В итоге
музыкальная ткань его произведений оказывается изысканной и прозрачной
одновременно, то утонченно орнаментированной, изобилующей тончайшими
интонационными штрихами, то полной легкого движения при относительной простоте
общих линий. Труднее всего свести его клавесинное письмо к каким-либо типам или
нормам. Здесь главная прелесть — в подвижности, в возникновении бесчисленных
вариантов музыкального склада, определяемых образными нюансами. Именно на
клавесине, который не располагал динамическими средствами будущего фортепиано
(не позволял длить звук, достигать эффектов crescendo и diminuendo, глубоко разнообразить колорит звучания), чрезвычайно
важна была детальнейшая, ювелирная, «кружевная» разработка фактуры, которую и
осуществил -Куперен.
Даже
в опоре на определенные жанры своего времени и тем самым на выработанные типы
изложения Куперен достигал удивительных результатов и извлекал все новые и
новые образные (и фактурные) решения. Сошлемся, например, на выразительную
трактовку сарабанды в I, II, III, V, VIII и XXIV из его ordres. В одном
случае это «Величественная» — небольшая пьеса с властными интонациями в мелодии,
с деталями пунктирного ритма и «напоминаниями» глубоких басов. В другом случае
(тот же ordre
I) сарабанда носит название «Les Sentimens» и проникнута лирическим чувством, выраженным просто
и сдержанно, хотя и в орнаментированной неширокой мелодии. Есть у Куперена
сарабанда «Недотрога» (тоже краткая, несложная, чуть жеманная) — и есть
совершенно иная сарабанда под названием «La Lugubre»
(«Мрачная» или «Скорбная»), исполненная серьезности, в c-moll, даже с чертами похоронного марша. Сарабанда служит
основой пьесы «Опасная», и она же преобразуется в миниатюре «Единственная»,
где движение дважды резко прерывается тактами быстрых трелей, что должно
подчеркнуть полную необычность облика. Все эти пьесы мелодичны, что как будто
неотъемлемо от сарабанды у Куперена (как и у других его современников). Однако
среди поздних произведений композитора есть иная — хapактеpная — сарабанда («Sarabande grave»). Она
составляет пару с другой, соседней пьесой: сарабанда изображает «Старых
сеньоров», а следующая, оживленная, в легком движе-
Предыдущая Следующая