Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
28 Цит. по кн.: Куперен Ф. Искусство игры на клавесине,
с. 65.
533
нии
пьеса — «Молодых сеньоров, то бишь петиметров». Так один и тот же жанр, который
у итальянских современников Куперена или у Генделя чаще всего интерпретируется
в вокальной музыке как «Жалоба», у Куперена может получить достаточно различное
образное истолкование, не будучи, однако, «опровергнут» как таковой.
Значительные
образные возможности находит Куперен и у аллеманды, давая ей то один, то другой
программный подзаголовок: «L'Auguste», «Труженица», «Сумрачная», «Вернейль», «Несравненные
грации, или Конти», «Великолепная, или Форкре», «Рассвет», «Куперен»,
«Изысканная». Порой в этом жанре оказывается не столь уж много характерного.
Но в иных случаях аллеманды Куперена поистине неповторимы. Так, к числу его
шедевров нужно отнести аллеманду «Сумрачная», открывающую III ordre. Она носит темный, траурный характер, не лишена
патетических черт и торжественности в первой части (с ее тиратами, пунктирным
ритмом и глубокими басами), более динамична и тревожна во второй (где смелая
аккордика и ломаные басы не слишком даже характерны для клавесинной пьесы).
Здесь уже приоткрываются глубины, которых способен коснуться Куперен.
Быть
может, отталкиваясь от аллеманды, композитор создаёт другую замечательную пьесу
— «La Visionaire», помещенную в начале ordre XXV. Это название можно перевести как «Мечтательница».
Но образность пьесы наталкивает на более точный смысл — «Духовидица». С первых
же тактов двухчастное произведение звучит значительно и напряженно («Gravement et marqué» — авторское указание). Маркированное
чередование выдержанных длительностей (на клавесине они означают аккорд щипком
и остановку) и нервных тридцатьвторых, общая серьезность тона, проступающие
признаки медленного марша вместе с элементами веской речитации (словно
вещание!) — все говорит о силе и необычности образа, как возникающего в
воображении той, что одарена способностью его увидеть (пример 163). Жанровые рамки
аллеманды здесь уже разрываются властью нового тематизма. Вторая часть формы
не сразу восстанавливает тематическое единство, а начинается простыми пассажами
(ломаные гармонии) в ровном движении параллельными децимами — словно временным
отстранением от всего прежнего, и затем получает развитие материал первой
части.
Предыдущая Следующая