Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Особое
место в творчестве Куперена занимает Пассакалья h-moll, входящая в ordre VIII, —
едва ли не самое глубокое и проникновенное произведение среди его пьес для
клавесина. Широкоразвернутая (174 такта), очень ясная по композиции, она
представляет собой рондо с восемью куплетами. Прекрасна сама тема рондо —
строгая, сдержанная, аккордовая, на хроматически восходящем басу: восьмитакт из
двух одинаковых четырехтактов (пример 164). Эти мерность, вескость,
минорность особо оттенены гармонически: плавное голосоведение позволяет как бы спокойно
достичь гармонической остроты и тонкой смены красок с отра-
534
жением
их в мелодии, восходящей к мелодическому минору. Общий характер звучания
выдержанно-серьезен и был бы суров, если б не эти мягкие гармонические
переливы... Куплеты не снимают впечатления, производимого всецело
господствующей темой. Они обнаруживают удивительное богатство фантазии композитора
— при сохранении художественной цельности пьесы. От начала к концу Пассакальи
идет линия динамизации куплетов, но она отнюдь не восходит по прямой. Более
сдержанные по изложению куплеты (1, 3, 5, 7) чередуются с более динамичными,
подвижными (последний из них — сплошные пассажи шестнадцатыми в партиях обеих
рук). Первый, аккордовый куплет сарабандообразен по складу. Второй беспокоен в
пунктирной линии басов (с выдержанными созвучиями вверху). Третий лиричен,
поистине как жалоба. Четвертый еще более беспокоен с чертами драматизма, чем
второй. Пятый почти хорален по складу и сдержанности. Седьмой полон лирического
чувства, напряженного и пульсирующего, как в ариозо. Восьмой — короткий вихрь
пассажей. И снова, и снова возвращается необратимая сдержанно-скорбная тема
Пассакальи, объединяя, примиряя, как бы сковывая единым кольцом все, что
прозвучало — взволновало или растрогало — в образном строе пьесы.
Большего
в этом направлении Куперен-клавесинист не достиг Произведения уровня и
характера «Сумрачной», «Духовидицы», Пассакальи не слишком показательны для
образности его клавесинизма. Однако они с великой убедительностью раскрывают
меру его творческих возможностей, обозначают пределы его образной системы. В
этом свете мы можем вернее судить о всем, что он создал, что он мог и должен
был создавать, можем по контрасту яснее оценить преобладающие явления в мире
его образов.
Предыдущая Следующая