Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Наряду
с такими женскими образами, как Величавая, Очаровательница, Великолепная,
Обольстительная, Ослепительная и т. д., мы найдем у Куперена и совсем простые,
непритязательные образы отнюдь не знатных и не светских дам, а юных девушек
Манон, Мими, Бабет, Резвушки (пример 165). Небольшие по объему (от 20 тактов), живые
пьески, совсем не изысканные, со скромными украшениями, близки типично
французским традициям бытовой музыки, ее песенности, ее танцевальности
(сошлемся на образцы из I и II ordres). Эти традиции уходят к пастурелям средневековья, а
воскресают затем в лирике французской комической оперы.
Своего
рода демократическая линия в искусстве Куперена представлена также небольшой
группой жанровых пьес. Это рондо «Жнецы» с его простейшей темой — мелодией в
пределах кварты, все повторяющей один мотив, с такими же ясными, в духе бытовой
музыки тремя куплетами (последний из них — на мотив темы рондо). Это пьеса из
двух разделов под названием «Прованские матросы»: ее простые, лапидарные линии,
выдержанное двухголосие в первом разделе, чистая диатоника не несут в себе
ничего
535
изысканного
или утонченного и свидетельствуют о здоровых народных истоках стилистики (пример
166). К этой же
группе можно отнести легкую, прозрачную «говорливую» пьесу «Кумушка» и
ритмически острую, в низком регистре, чуть скерцозную миниатюру-сценку «Малый
траур, или Три вдовы».
В
сравнении с подобными произведениями совсем иной круг образов возникает в
пьесах «Нежные томления», «Очаровательница», «Таинственные преграды» и ряде
других утонченных созданий галантной лирики. Искуснейшее плетение музыкальной
ткани, прихотливость ритмов, обильная орнаментика создают впечатление особо
рафинированных эмоций и изысканности их выражения. Это тем более ощутимо, что
по замыслу автора «Нежные томления» должны звучать после «Жнецов», а
«Очаровательница» непосредственно примыкает к простодушной «Манон»! Как ни
свободны по своему составу купереновские «ряды» пьес, такого рода
сопоставления, надо полагать, всецело продуманы композитором.
С
тонкой изысканностью многих пьес Куперена по-своему контрастируют немногочисленные,
но все же заметные у него образные воплощения героического начала,
воинственного подъема, победного торжества. В пьесах «Триумфальная» и «Трофей»
эта героика выражена не только в простой и лапидарной форме, но даже в
типическом интонационном строе (фанфары, сигналы).
Предыдущая Следующая