Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Поразительна
способность Куперена извлекать из системы сходных или родственных приемов
изложения многообразные художественные результаты. Весьма своеобразна,
например, его склонность вести мелодию в низком, как бы теноровом регистре на
протяжении всей (или почти всей) пьесы, что уже встречалось нам в миниатюре
«Малый траур», а также — совсем по-другому — в большом рондо «Таинственные
преграды». В других случаях такие регистровые краски то служат ему для
выражения природного мужественного начала («Сильваны»), то передают рокот волн,
вводя в особую поэтическую атмосферу. («Волны»), то оказываются необходимыми
даже для воплощения весьма различных женственных образов. Последнее в
особенности удивительно. Однако и мягкий чистый, несколько отрешенный от
страстей образ «Анжелики», и изысканный, даже томно-капризный образ «Соблазнительной»,
и чудесная, словно ариозная лирика «Трогательной» — при всем различии
избранных выразительных средств — прекрасно оттеняются этим более глубоким, чем
обычно, колоритом (пример 167).
Безгранично
изобретателен Куперен в использовании пассажной динамики, моторности
различного рода, пронизывающей подчас музыку той или иной пьесы. Звукоизобразительные
задачи нередко связаны здесь с поэзией природы: «Бабочки», «Тростники»,
«Щебетание», «Мошка». Иной раз они бывают внушены собственно звуковыми
импульсами («Перезвон», «Будильник»), некоторыми пейзажами («Маленькие ветряные
мельницы») Порой же одна какая-либо схваченная взором деталь порождает
536
мгновенно
возникающий образ («Развевающийся чепчик»). Динамическая пассажность может со
вкусом передавать и характерность человеческого облика или национальности
(«Проворная», «Флорентинка», «Баскская»). Наконец, на многие годы вперед
остается перспективной пассажная динамика такого рода, как в пьесах Куперена
«Вязальщицы», «Тик-ток-шок, или Обойщики» (постукивание молотками). Важно, что
во всех этих случаях собственно изобразительность не становится самодовлеющей и
внешней, а остается свойством художественного образа.
Хотя
пьесы Куперена в принципе не содержат значительных внутренне-тематических
контрастов, все же куплеты рондо в известной мере могут вносить в композицию
более или менее новый материал. Композитор придерживается двухчастной формы
(по плану TDDT) и очень охотно культивирует
форму рондо. Помимо того что пьесы собираются им в «ряды», он время от времени
проявляет стремление тематически объединить по нескольку пьес (2—3—4—6—12), создавая
таким образом из них «малый цикл» внутри большего «ряда». Таковы парные пьесы
«Блондинки» и «Брюнетки» (ordre I), «Старые
сеньоры» и «Молодые сеньоры, то бишь петиметры» (ordre XXIV). Из трех пьес состоят малые циклы «Вакханалии» и
«Паломницы», из четырех — «Юные годы» («Рождение музы», «Детство»,
«Отрочество», «Прелести»). Наибольший интерес представляют самые
распространенные из малых циклов — своего рода «театр Куперена» внутри «рядов»
его клавесинных пьес.
Предыдущая Следующая