Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
В
одном случае это — «театр» комический, пародийный: шесть небольших пьес,
объединенных общим названием «Летопись великой и древней менестрандии» (ordre XI, в котором содержатся еще четыре пьесы). Известно,
что у Куперена и его коллег-музыкантов возникали еще в 1690-е годы (а затем в
1707 году) затруднения в связи с претензиями цеховой корпорации французских
музыкантов, которая по своему статуту обладала монопольным правом давать
разрешение на преподавание музыки в Париже. Куперену и его товарищам удалось
дважды отстоять свои права, как независимые от этой устарелой корпорации,
происхождение которой связывается с объединением французских менестрелей,
возникшим еще в XIV веке. Композитор высмеял своих
противников, представив их в карикатурном виде, как средневековых бродячих
музыкантов, жонглеров и акробатов с их медведями и обезьянами.
В
этом «малом цикле» — пять «актов», как пародийно обозначает композитор каждую
из -пьес (или пару их). Начинается «Летопись» торжественным маршем старейшин и
представителей менестрандии — короткой пьесой очень простого склада, в которой
трудно было бы заподозрить насмешку, если не знать программы. Второй «акт» —
«Лирники и нищие» — составляют две пьески в народном духе, с бурдонными басами
в подражание старинной виеле, или лире, то есть звучанию инструмента,
известного уже
537
в
средние века (пример 168).
И здесь мы не уловим злой сатиричности: по сходному принципу создает
Куперен свои мюзеты и тамбурины. Разве только в данном случае особо стилизована
простота обеих пьес. Третий «акт» — оживленная пьеска на 3/8
под названием «Жонглеры, гимнасты, шуты с медведями и обезьянами». Медленная,
затянутая пьеса в больших длительностях, в сплошном «спотыкающемся» движении
образует четвертый «акт» — «Инвалиды или калеки на службе менестрандии». Ей резко
контрастирует «акт» пятый — «Разлад и разброд всей труппы, учиненный пьяницами,
обезьянами и медведями», стремительная,, моторная пьеса из двух разных разделов
(на тремолирующих басах, а затем в легком «этюдном» движении на 6/8). В конечном
счете и эту музыку можно было бы счесть динамичным финалом современного ей
инструментального цикла. По своему времени все в целом, вероятно, вызывало
смех, поскольку программа была объявлена автором. Программа-то не лишена
язвительности в духе и традициях чисто французского гротеска, но в образной
системе Куперена она обернулась не более чем забавной шуткой-стилизацией.
Предыдущая Следующая