Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
I. L'Auguste (аллеманда) — первая куранта — вторая куранта —
Величественная (сарабанда) — гавот — La Milordine
(жига) — Сильваны — Пчелы — Нанет — Чувства (сарабанда) — Пастораль — Нонеты
(Блондинки. Брюнетки) — Бурбонская (гавот) — Манон — Цветущая, или Нежная
Нанетта — Развлечения Сен-Жермен ан Лэ.
XIV. Влюбленный соловей — Дубль Соловья — Испуганная
коноплянка — Жалобные малиновки — Соловей-победитель — Июль — Безделушки.
Первый
образец, еще несет в себе явные следы танцевальной сюиты. Они не вполне
исчезнут и дальше, аллеманда еще не раз станет открывать «ряд», сарабанда еще
будет встречаться внутри его. Но программные пьесы полностью определят характер
целого. И все же всякий раз состав композиции может быть любым, даже
неожиданным, если не капризным. Последний «ряд», например, состоит из четырех
пьес: Изысканная (аллеманда) — Маки — Китайцы — Острота. Однако к причудливым
сопоставлениям подобного рода нельзя подходить с эстетическими мерками,
естественными для искусства иных стилей. Для стилистики рококо «ряд» столь
различных пьес не представляет ничего парадоксального, поскольку они не
отяжелены особо значительным содержанием, не претендуют на глубокую контрастность,
а являются легкой образной чередой: тонко намеченный женский облик — цветы —
стилизованная «экзотика» («китайщина», как известно, становилась тогда модной в
этом искусстве) — игра ума. Именно стилистика «выравнивает», казалось бы,
несопоставимые контрасты. Для итальянской трио-сонаты, для любого
инструментального цикла у Баха в то же самое время купереновская
программа была бы немыслима. А в. легкой, орнаментированной и стилизованной
«музыкальной гирлянде» рококо она как раз естественна, особенно на клавесине
(как была естественна, к примеру, в красочном декоре — в росписи самого
инструмента, в оформлении интерьера).
Специфика
клавесина неизменно находилась в центре внимания Куперена —
композитора-исполнителя. Он придавал огромное значение тому, как именно будет
исполняться его музыка, разъяснял особенности исполнения пьес croisées 29, тщательно оговаривал все, что относилось к
орнаментике. «...Я заявляю, — писал Куперен в предисловии к третьему сборнику
клавесин-
Предыдущая Следующая