Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
29 Эти пьесы предназначались для клавесина с двумя
клавиатурами. Если же исполнитель вынужден был играть на инструменте с одной
клавиатурой, следовало либо партию левой руки переносить на октаву вниз, либо
партию правой — на октаву вверх.
539
ных
пьес, — что мои пьесы надо играть, следуя моим обозначениям, и что они никогда
не будут производить нужное впечатление на лиц, обладающих подлинным вкусом,
если исполнители не будут точно соблюдать все мои пометы, ничего к ним не
прибавляя и ничего не убавляя» 30. Композитора заботило соблюдение
на клавесине прежде всего свойственных этому инструменту приемов
изложения. Как правило, то, что возможно на скрипке, в скрипичной сонате,
следует ограничивать в клавесинной музыке, — находил он. «Если на клавесине
невозможно усиление звука и если повторения одного и того же звука не очень ему
подходят, у него есть свои преимущества — точность, четкость, блеск, диапазон» 31.
Хотя
искусство Куперена в целом более всего определяется спецификой клавесинизма,
композитор несомненно проявлял интерес и к камерному ансамблю. Им написаны в
1714—1715 годах два цикла концертов для камерных составов: «Королевские
концерты» (4) и «Новые концерты» (или «Примиренные вкусы», 10). В предисловиях
к этим сочинениям Куперен сообщал, что они созданы для маленьких камерных
концертов при дворе и исполнялись там известными, музыкантами (сам он играл на
клавесине). В состав ансамбля входили: скрипка, флейта, гобой, басовая виола и фагот.
По характеру музыки эти концерты, однако, не слишком отличаются от пьес для
клавесина. Они в сущности сюитны по композиции, не лишены влияний театра (один
из них «В театральном вкусе»), их части снабжены программными названиями по
аналогии с теми, какие встречаются в клавесинных ordres.
К
сочинению трио-сонат Куперен обратился под впечатлением от музыки Корелли
(«...произведения которого я буду любить, пока жив», — сказано в предисловии к
трио-сонатам «Нации») Самому Корелли французский композитор посвятил
программное трио под названием «Парнас, или Апофеоз Корелли», состоящее из семи
частей. В названном предисловии Куперен признается в том, что по образцу
Корелли он сочинил первую из своих трио-сонат и, «зная алчность французов ко
всем иностранным новинкам», выдал ее за произведение итальянского автора
Куперино. Она понравилась слушателям. Это придало композитору уверенности, и
он продолжил работу над трио-сонатами как над новым во Франции жанром. В
соответствии со своими склонностями Куперен и трио-сонатам давал программные
обозначения или даже прикладывал к ним подробную программу: так было не только
в «Апофеозе Корелли», но еще более в трио-сонате «Апофеоз Люлли», где каждая из
многочисленных частей имела свое программное содержание. Небезынтересна, между
прочим, во втором «Апофеозе» программа второго раздела: «Аполлон убеждает
Люлли и Корелли в том, что объединение французского
Предыдущая Следующая