Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
30 Цит. по кн.: Куперен Ф. Искусство игры на клавесине с
68 Там же, с. 27.
540
и итальянского
вкусов должно создать совершенство в музыке». Затем это «подкрепляется»
следующими эпизодами: Люлли играет на скрипке, Корелли ему аккомпанирует;
Корелли играет на скрипке, Люлли ему аккомпанирует.
Здесь
не следует видеть только наивность композитора: споры об итальянской и
французской музыке, о предпочтении тех или иных музыкальных вкусов стали весьма
актуальными в Париже первых десятилетий XVIII века и отразились в литературной полемике. Куперен,
как видим, тоже не прошел мимо них. Хотя «французский вкус» был всецело его
вкусом, композитор стремился воздать должное итальянскому направлению в
инструментальной музыке, итальянской сонате и крупнейшему тогда представителю
этого направления — Арканджело Корелли. Сам же Куперен, видимо, даже испытуя
возможности новых жанров, оставался внутренне верным клавесину. Любопытно, что
в «Уведомлении к „Апофеозу Люлли"» он сообщал о своих трио-сонатах: «Я
весьма успешно играю их с моими домашними и моими учениками, исполняя на одном
клавесине первую верхнюю партию и бас, а на втором вторую верхнюю партию и тот
же бас в унисон с первым клавесином» 32.
Вокальные
произведения у Куперена совсем немногочисленны. Выделяются среди них «Trois leсons de Ténèbres» (1715) —
песнопения для одного и двух голосов, связанные с богослужениями на страстной
неделе. Они, как и единичные пьесы для клавесина, раскрывают глубину и
серьезность его творческой мысли, когда она обращена к значительнейшим темам.
Современниками
Куперена были французские композиторы-клавесинисты Луи Маршан (1669—1732), Г.
Ле Ру (1660—1717), Ж. Ф. Дандриё (1682—1738) и некоторые другие. Их искусство
развивалось в том же русле творческой школы с предпочтением программных пьес
малой формы, с интересом к традиционным и новомодным танцам. И хотя у каждого
из них были на этом пути и свои индивидуальные достижения, творчество Куперена
бесспорно выразило свое время с наибольшей полнотой, какая оказалась доступна
клавесинизму в его специфически французском преломлении.
Предыдущая Следующая